Категории раздела

Мои файлы [93]

Вход на сайт

Поиск





сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны
Вы вошли как Гость | Воскресенье, 21.10.2018, 03:44
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

статья Организация продуктивной деятельности учащихся на уроках истории
[ Скачать с сервера (54.5 Kb) ] 29.04.2012, 14:44

 «Организация продуктивной деятельности учащихся на уроках истории»

   Модернизация системы образования направлена на проведение результатов ее деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей.

      При традиционных методах преподавания учебного материала, когда учитель большую часть урока берет на себя, только 18% учащихся овладевают общеучебными умениями.  Деятельность старшеклассника должна носить самостоятельный характер, в этом случае она будет продуктивной и  влиять на его развитие.

    Введение в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивает самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и их самооценку.

    Технология «Дебаты»,  как одна из форм организации диалога дискуссионного характера, направлена на развитие критического мышления, формирование  ключевых компетентностей.  Учащиеся овладевают умениями высказывать собственное мнение, вести диалог.

В результате «Дебатов» осуществляется формализованный обмен информацией, отражающий полярные точки зрения по одной и той же проблеме. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать и анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности. При этом происходит актуализация ранее полученных знаний, их интерпретация и применение в новой образовательной ситуации.

«Дебаты» позволяют:

·         вовлечь в диалог всех учащихся;

·        концентрировать внимание участников и зрителей на содержании проблемы;

·        избежать стихийности и спонтанности хода обсуждения, отступления от обсуждения главной проблемы;

·        исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при применении активных форм работы.

В основе дебатов   лежит спорный тезис-утверждение, который является темой  и определяет позиции двух соревнующихся команд.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

- четкость и конкретность формулировки;

- однозначность понимания;

- перспективность для обсуждения;

- значимость для участников.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в  предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

-Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

- Определение исходного тезиса дебатов.

- Подбор, изучение и анализ основной литературы.

- Распределение ролей.

- Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.

- Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

 При  изучении и анализа информации учащиеся  делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против".

После  распределение ролей спикеры команд ведут разработку кейса.

    В процессе дебатов участникам следует продемонстрировать убедительную, аргументированную речь и с помощью веских доводов опровергнуть своего оппонента, убедить соперников и экспертов в верности своей позиции. Перекрестные вопросы задаются так, что информация используется против оппонентов.

   В зависимости от поставленных целей и задач на уроке можно использовать следующие виды дебатов:

·        Классические дебаты (после изучения главы или раздела на повторительно-обобщающем уроке); В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие темы: «Петровские реформы — прогрессивное явление в истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной».

·        Экспресс – дебаты (непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя). Этот тип дебатов может быть успешно использован  либо как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

·        Проблемные дебаты — это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Они, как правило, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (на пример, роль варягов в образовании Древнерусского государства, влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси).

   Наблюдения показали, что успешно исполняют роль спикеров учащиеся, которые хорошо освоили содержание темы, раздела, свободно владеют информацией. Но также такие уроки позволяют мне выявить учащихся, способных мыслить логично, но без особой, убеждающей доказательности, учеников, которые находят убедительные аргументы, но не могут выстроить общую, четкую логическую цепочку утверждений и доказательств.

   Важным моментом в организации деятельности учащихся на уроке является использование алгоритмизированной «памятки», которая развивает последовательность, логичность, обоснованность суждений и выводов, помогает формировать культуру ведения диалога.(Приложение №1)

     С 6 класса я использую эффективные средства подготовки учащихся к дебатам.(Приложение № 2)

Технология «Дебаты»  в значительной степени активизируют неустойчивое внимание подростков,  их познавательный интерес, снимают усталость, делают мою работу с детьми более глубокой и продуктивной.

Нельзя, конечно, искусственно насаждать дебаты в учебный процесс, но когда тема проблематична, интересна, современна, уместно создать ситуацию, требующую аналитической работы. (Приложение №3)

Использование технологии развития критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада в общее дело. ТРКМ – это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

    Предлагаю матрицу урока истории в 11 классе по теме: «СССР в 1953 – 1964гг.: преобразования в экономике». (Приложение №4)

При использовании технологии развития критического мышления акцент делается на самостоятельность учащихся, происходит поиск аргументов для решения проблемы, для обоснованного суждения, создаются условия для взаимодействия, сотрудничества.

В процессе использования интерактивных технологий обычные уроки превращаются в уроки открытия, исследования, творчества и общения, а учащиеся добиваются  хороших результатов.

Категория: Мои файлы | Добавил: TZaytseva
Просмотров: 1328 | Загрузок: 57 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018