Категории раздела

Мои файлы [92]

Вход на сайт

Поиск





сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны
Вы вошли как Гость | Среда, 24.04.2024, 12:22
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Тема: «Жизнь России в послевоенный период».
[ Скачать с сервера (46.0 Kb) ] 09.12.2012, 13:42

Урок  с использованием интерактивных методов обучения.     10 класс.

Тема: «Жизнь России в послевоенный период».

Цели урока:

  • углубление представления учащихся о разрыве между возникшими надеждами на перемены в России после Отечественной войны в 1812 г. и реалиями российской жизни (крестьянство, абсолютизм, беспросветность существования освободителей Отечества), которые остались неизменными и не допускали никаких надежд на перемены.
  • развитие навыков анализа исторических документов и литературных произведений. сравнения и решения проблем.
  •  формирование умений учебного сотрудничества (умения работать в группе, договариваться, распределять работу и др.)
  •   воспитание уважения к историческому прошлому, воспитание культуры взаимодействия.             

План урока:

  1. Народ –победитель и  российская действительность. Крестьянский вопрос : проекты и реалии.
  2. Преобразования государственного строя: проекты и эксперименты.
  3. А.А Аракчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?

 

Термины и даты: конституция Царства Польского, сейм, военные поселения, аракчеевщина, «Уставная грамота Российской империи».

1815г.-  разработка Конституции Царства Польского, 1820- разработка «Уставной грамоты Российской империи» Н.Н. Новосильцева, 1816-1818 гг.- введение военных поселений.

 

Оборудование: портреты Александра I, А.А Аракчеева, Н.Н. Новосильцева, карта Российской империи в первой половине XIX века, фломастеры, ватманы для работы в группах.

 

Ход урока.

Подготовительный этап урока.

Класс разбивается на три группы. Входе урока группы получают вопросы и задания по своей тематике.

 

I.  Самоопределение к деятельности.

- Сегодня завершаем вопрос о внутренней политике Александра I в 1815-1825гг..      В народе ему дали прозвище «Победитель».

- Кому из князей и царей давались еще прозвища и какие?

- «Победитель» - что это значит? Какой смысл вложен в это понятие?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Закончилась Отечественная война 1812 г., заграничный поход 1813-1815гг.

- Какие вопросы могли возникнуть у крепостных крестьян, вынесшие тяжесть войны, у командиров, дворян по возвращении на родину после заграничного похода 1813 г.?

(работа в группах: каждая группа  обсуждает либо вопросы крепостных крестьян, либо командиров, либо дворян).

- Как вы думаете, почему в этот период между крепостными крестьянами и помещиками не было вооруженных столкновений?

III. Постановка учебной задачи.

- А. С. Пушкин так писал об Александре I. (на доске)

«Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Он человек. Им властвует мгновенье

Он раб молвы, сомнений и страстей,

Прости ему неправое гоненье,

Он взял Париж, он основал Лицей».

- Какие черты российской действительности безошибочно указал поэт?

(работа в группах).

- В результате работы мы подошли  к  теме: «Жизнь России в послевоенный период».

- Об Александре I говорили: «Реформы Александра I остановил страх…» . Хотя как вы знаете  в народе его прозвали «Победителем»…

IV.  Построение проекта выхода из затруднений.

1. «Мозговой штурм» (кластер).

работа в группах:

а) этап «вызова»

- Зафиксируйте на ватманах все, что может подтвердить слова П. А. Тучкова об Александре I (его внутренней политике в 1815 – 1825 г.): «Республиканец на словах и самодержец на деле». (По окончании работы ватманы вывешиваются и учитель подводит итог о том , что ребята уже знают о внутренней политике Александра I.)

 б) этап «осмысления»-  идет работа с текстом( источниками)  . Каждая группа рассматривает один из пунктов плана.

 1 группа: Крестьянский вопрос : проекты и реалии. Проекты отмены крепостного                                                 права А.А. Аракчеева и Н.С Мордвинова.

  Вопросы и задания:

1. Назовите общие черты проектов отмены крепостного права.

2. Почему проекты носили печать незавершенности и половинчатости?

  2 группа: Преобразования государственного строя: проекты и эксперименты.

Вопросы и задания:

1.Составьте схему ,  отражающую систему высших органов власти Царства Польского.

2. На основе текста составьте схему , показывающую систему органов государственной власти по «Уставной грамоте».

   3 группа: А.А Аракчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?

Вопросы и задания:

1.На основе текста источника  выделите  черты характера Аракчеева и определите его взаимоотношения с Александром I.

2.Что разумного было в создании военных  поселений?

  (при работе над текстом учащиеся отмечают: ۷  знаю), - (не знаю), + (это интересно), ?(не понял).

- Какие вопросы у вас возникли во время работы с источниками?

V. Первичное закрепление во внешней речи.

 - Почему не было отменено крепостное право?

  - Пользу или вред получила Россия, реализуя  проект «военных поселений»?

   -Почему Польша получила широкую автономию?

- Сравните проект М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева. Какой из проектов был более приемлем для России?

VI.  Самостоятельная работа с самопроверкой.

Выполнение теста (по проекту Н. Н. Новосильцева ,«военным поселениям», по проекту А.А. Аракчеева ).

VII.  Включение в систему знаний и повторения.

Анализ записи на доске.

1812 г. – отставка М. М. Сперанского.

1815 г. – запрещение крепостным крестьянам «отыскивать вольность».

1816 -1819 г. – личное освобождение от крепостной зависимости без права на землю прибалтийских крестьян.

1815 г.- Дарование Конституции Польше.

1822 г. – право помещикам без суда ссылать крепостных крестьян в Сибирь за «дурное поведение».

- О чем свидетельствует данный перечень? Как его можно озаглавить?

- Спрогнозируйте последствия отсутствия твердой линии во внутренней политике Александра I.

VIII.   Рефлексия деятельности. Самооценка.

- Что нового вы узнали на уроке?

(учащиеся возвращаются на этап «вызова»)

- Каково ваше отношение к народному наречению Александра I «победителем»? Ответ обоснуйте.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

 

Тест.

  1. По проекту Н.Н.Новосильцева Россия:

а) президентская республика

б) ограниченная монархия

в) конституционная монархия

г) парламентская монархия

 

  1. Выборными органами в России предполагалось сделать:

а) конгресс

б) Государственную думу

в) местные сеймы

г) двухпалатный парламент

 

  1. Государственных крестьян и казаков , которые одновременно занимались хозяйством  и строевой службой, называли:

а) однодворцами

б) стрельцами

в) военными поселянами

г) служилыми людьми

 

  1. Авторами проектов постепенной отмены крепостного права в России были:

а) А.А.Аракчеев

б) Н.Н.Новосильцев

в) Н.С.Мордвинов

г) М.М.Сперанский

 

  1. Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) дарована конституция Царству Польскому

б) составлена «Уставная грамота Российской империи»

в) введение «военных поселений»

г) составлено « Введение к уложению государственных законов»

 

ответы:1-в, 2-г, 3- в, 4-а,в, 5-г, а, в, б.

Категория: Мои файлы | Добавил: TZaytseva
Просмотров: 2784 | Загрузок: 163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024