Категории раздела

Мои файлы [93]

Вход на сайт

Поиск





сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны
Вы вошли как Гость | Воскресенье, 21.10.2018, 02:25
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Урок истории 11 класс с использованием технологии «Дебаты»
[ Скачать с сервера (79.5 Kb) ] 24.02.2013, 14:15

Урок истории  11 класс с использованием технологии «Дебаты».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Тема: «От октября 1917 года… Развитие Борского района в 50 – 80-е гг.»

 

Цели урока:  1. Систематизация знаний по теме «От октября 1917 года… Развитие Борского

                             района в 50 – 80-е гг.».

2. Создание условий для интеллектуальной исследовательской деятельности

учащихся.

3. Воспитание коллективизма, гуманизма, уважительного отношения к

историческому прошлому страны.

 

Задачи:     1. Развивать умения работать с историческими источниками, дополнительной

литературой в поисках аргументов для обоснованного суждения, формулирования

позиций.

2. Подвести учащихся к пониманию сложности изучения исторических событий в советский период в силу неоднозначности точек зрения.

3. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия

основных событий данного периода.

4. Развивать сотрудничество и партнерство в процессе целенаправленной деятельности.

 

План урока: I. Раунд.

1. У1 формулирует тему, актуальность, представляет аргументы и доказательства.

2. О1 формулирует тезисы отрицания.

II. Раунд

У2, О2 - опровержение аргументов оппонентов, восстановление и развитие собственной линии, приведение новых доказательств.

III. Раунд.

У3-О3- сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны.

Между выступлениями - раунды вопросов в следующем порядке:

О3 У1

У3 О1

О1 У2

У1 О2

IV. Подведение итогов.

 

Оборудование: учебник: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов История России, XX-  начало XXI века,11 кл.- М.: Просвещение, 2011., компьютерная презентация «Развитие Борского района в 50 – 80-е годы».

 

Предварительная подготовка: исследование архивных материалов Борского районного музея, материалы СМИ и районного отдела статистики, выявление мнения специалистов в области сельского хозяйства о проблемах в аграрной сфере и перспективах развития района.

 

Ход урока:

I.                   Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о развитии Борского района в 50 – 80-е годы. Историки, политики, экономисты неоднозначно комментируют советский период в истории нашей страны.

Цель урока – на примере нашего края дать оценку событиям, происходившим в 50 -80-е годы. Я предлагаю вам в процессе дебатов защитить или опровергнуть следующий тезис: «Советский период в истории Борского района – время стабильности и роста». В дебатах участвуют две команды: команда утверждения (У) и команда отрицания (О). Роль ведущего беру на себя я, следит за соблюдением регламента (Ф.И. ученика). В роли экспертов у нас гости, которые заполняют лист оценки участника дебатов. В конце дебатов ребята могут задать вопросы и высказать свою точку зрения по проблеме.

 

II.                Представление команды утверждения (У)

У1: Мы утверждаем, что «Советский период в истории Борского района – время стабильности и роста».

Мы рассмотрим три аспекта:

а) Первый аспект - экономический.

Аргумент. Реформы 50-х начала 60-х годов в стране были направлены на постепенный выход колхозов из-под государственного диктата и создания условий для их развития как самостоятельных хозяйств.

Доказательство: Значительно повысились государственные закупочные цены на мясо, молоко, масло, зерно. Увеличены посевные площади. У нас в районе колхозники стали получать не менее 3 кг. зерна на трудодень. Расширялись приусадебные участки. Снизили сельхозналог, списали недоимки с колхозов, увеличились капиталовложения в деревню. Выросла средняя урожайность зерновых с гектара.

За достигнутые успехи в 1958 г. Борский район был утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Его наградили Дипломом II степени.

б) Второй аспект - социальный.

Аргумент. Повысился жизненный уровень населения.

Доказательство: Колхозники приобретали промышленные товары, одежду, велосипеды, мотоциклы, с 1958 года – телевизоры. У сельчан появилась возможность заняться жилищным строительством.

В 1966 году произошел переход на денежную оплату труда. Труд многих работников был отмечен  правительственными наградами.

Развивалось бесплатное медицинское обслуживание населения. В 1970 году построена новая поликлиника.

в) Третий аспект - культурный.

Аргумент. Большое внимание уделялось культурному развитию жителей района.

Доказательство: Сложились три единых типа общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя, средняя. К 1967 году в районе функционировали 3 средние школы, 21 восьмилетняя, 29 начальных и одна вечерняя для работающей молодежи.

В 1977 г. была создана единая библиотечная система, которая объединяла районную библиотеку, центральную детскую и 30 филиалов, расположенных в селах.

В 1960 г. создан районный музей краеведения. В 1980 г. музей стал республиканского значения.

Из всего сказанного следует, что советский период в истории Борского района – время стабильности и роста.

 

III.             Раунд вопросов.

(О3 задает У1)

О3: Считаете ли вы, что расширение посевных площадей и списание долгов с колхозов – это эффективные меры, которые приведут к устойчивому положительному результату в сельском хозяйстве?

 

IV.       Представление команды отрицания (О).

О1: Мы утверждаем, что советский период в истории Борского района – время нестабильности.

1. Опровержение аргументов оппонентов.

Мы считаем, что, несмотря на увеличение посевных площадей, внесение на поля удобрений, урожайность оставалась низкой. Также, несмотря на достижение высоких показателей отдельными людьми, основная масса колхозников не стремилась перевыполнять дневную норму.

Мы готовы подтвердить свою точку зрения.

2. Представление собственных доказательств.

а) Первый аспект - экономический.

Аргумент. Реформы 50 – 60-х годов носили кратковременный эффект.

Доказательство: Планы хлебопоставок и социалистические обязательства по увеличению урожайности зерновых и овощей не выполнялись. Увеличилась задолженность колхозов государству. Началось укрупнение колхозов. При объединении, считавшихся якобы нерентабельными мелких хозяйств в крупные, районное руководство не учитывало мнение колхозников. Объединение в таких случаях положительных экономических результатов не приносило.

б) Второй аспект: социальный.

Аргумент: Материальная заинтересованность в результате конечного труда была нарушена.

Доказательство: Среди колхозников процветала «растащиловка» колхозного достояния. Не способствовала укреплению трудовой дисциплины частая смена колхозного руководства.

Стало сокращаться личное надворное хозяйство.

в) Третий аспект – культурный.

Аргумент. В культурной сфере наблюдались явные противоречия.

Доказательство: Несмотря на эффективные меры, о которых было сказано, продолжалось насаждение антирелигиозной пропаганды. В 50 – 60-е годы продолжали разрушать церкви. Так в с.Заплавное была разрушена церковь, построенная в 1909 году. Осуществлялся постоянный контроль со стороны руководства за населением: составлялись списки людей, которые совершали обряды крещения, венчания, погребения. Были случаи увольнения с работы.

В сфере образования Райисполком и РОНО требовали от учителей 100% успеваемости для сохранения контингента. Действовал принцип: «нет плохих учеников, есть плохие учителя».

Все эти факты говорят о нестабильности в нашем районе.

 

V.                 Раунд вопросов.

(У3 задает О1)

У3: Можно ли добиться высоких результатов (II место на Всесоюзной выставке) с низкой дисциплиной труда колхозников?

 

VI. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.

1. Опровержение аргументов (У2)

У2: Да, наблюдалось падение урожайности, но наш район находится в зоне рискованного земледелия, поэтому засушливые 1971, 1972, 1977, 1981 годы не позволили запасти достаточного количества кормов, что сказалось на производстве мяса, молока.

Несмотря на имеющиеся трудности, район добивался хороших результатов. Пример этому колхоз-миллионер им. Калинина. Его доход составлял 1 млн.758 тыс. рублей в год. Здесь имелось большое количество сельскохозяйственной техники: 42 трактора разных марок, 16 грузовых автомобилей, 2 автобуса, 2 легковых автомобиля, 5 спец. машин, 26 зерноуборочных комбайнов. Колхоз имел свою маслобойку, свою пасеку, колхозный сад и огород. Все это давало большую прибыль. Был построен животноводческий комплекс для разведения крупного рогатого скота на 4000 голов. А самое главное, начали строить жилье для молодежи. Культурная жизнь села переживала подъем.

Во второй половине 80-х гг. происходит разукрупнение колхозов.

2. Восстановление собственных доказательств. Новые аргументы.

У2: С 1983 года началось повышение закупочных цен на все виды сельскохозяйственной продукции. Повысилась рентабельность колхозов.

Для повышения заинтересованности в работе в начале 80-х гг. стала развиваться новая форма организации труда – коллективный подряд. Повышается заинтересованность колхозников в своем труде. Оплата производилась с учетом, так называемого коэффициента трудового участия. Развивается местная промышленность (хлебозавод, пищекомбинат, молочный завод), которая осуществляет переработку продукции сельского хозяйства.

Мебельная фабрика выпускала столы, диваны, мягкую мебель. В 1976 г. получила знак качества.

Развивалось автобусное обслуживание. В 70-е годы сетью пассажирских маршрутов были охвачены почти все села.

Все это говорит о росте и стабильности  нашего района.

VI.               Раунд вопросов.

(О1 задает У2)

Чем вы можете объяснить одновременное существование колхоза-миллионера и ряда колхозов, которые приходилось объединять в целях повышения рентабельности? Почему такая «пропасть» между ними?

 

VII.       Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.

1.      Опровержение аргументов (О2)

О2:  Политика правительства в 50 – 90-е гг. в аграрной сфере принесла значительное облегчение колхозникам, однако меры, проводимые государством, с одной стороны, стимулировали материальную заинтересованность колхозников в расширении производства, а с другой стороны, проводились мероприятия, которые давали противоположный эффект.

2. Восстановление собственных доказательств. Новые аргументы.

Происходит отрицание травопольной системы земледелия, отказ от подъема паров. Минеральные удобрения, химические средства защиты растений не давали должной отдачи. Объемы заготовок пшеницы не обеспечивали потребности мукомольной и хлебопекарной промышленности.

Обязательные поставки по заниженным ценам сохранялись. Цены на продукцию предприятий с/х машиностроения росли гораздо быстрее, чем на продукцию сельского хозяйства и это разоряло колхозы.

Противоречивая ситуация складывалась и с применением прогрессивных форм организации труда. С одной стороны назрела проблема по внедрению новых форм, а с другой все эти инициативы наталкивались на жесткое административное руководство «сверху». Во многих хозяйствах в образованных подрядных коллективах продолжала существовать оплата труда за фактическое выполнение объема работы без учета конечного результата.

К 1990 г. создается дефицит потребительских товаров. Существенно сократился ввод в эксплуатацию жилья. Не на должном уровне была трудовая дисциплина. Люди уходили в город.

Все эти факты указывают на нестабильную ситуацию в районе.

 

VIII.     Раунд вопросов.

(У1 задает О2)

По данным исследования естественного движения населения до 1990 года наблюдается естественный прирост, а начиная с 1990 года, смертность превышает рождаемость. Могут ли эти показатели говорить о стабильности развития района до начала 90-х?

 

IX.        Сравнительный анализ позиций сторон.

1. Заключительное слово утверждающей стороны (У3)

2. Заключительное слово отрицающей стороны (О3)

 

X.Подведение итогов.

1. Слово третьей (независимой)  стороне

-Мы закончили дебаты. Какая сторона, по вашему мнению, была более убедительна.

2. Рефлексия.

- Чью позицию заняли бы вы, живущие в XXI веке? Почему?

 

XI.        Заключительное слово учителя.

- Завершая урок, не хотелось бы делать однозначные выводы, тем более проводить дальнейшее сравнение развития аграрной сферы в советский и постсоветский периоды.

Конечно, суть колхозной системы понять сложно. С одной стороны, ясно, что эта система подневольная, нацелена не на производство, а прежде всего на выжимание продукта крестьянского труда. Но с другой стороны, были в колхозной системе явления, которые заставляют воздержаться от полного и безоговорочного осуждения. Несмотря ни на что было много сделано и все это богатство создавали люди, влюбленные в свою землю, делая жизнь лучше. А сегодня надо сделать так, чтобы жизнь на селе стала комфортной и привлекательной, и чтобы государство не смотрело на сельское хозяйство как на «черную дыру».

Неважно, какая форма ведения хозяйства приживется, важно чтобы люди видели результаты своей деятельности и пользовались ими, а не чувствовали себя батраками, работая в фермерских хозяйствах или в колхозах.

Категория: Мои файлы | Добавил: TZaytseva
Просмотров: 402 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018