Оглавление
Введение………………………………………………………….…………..……………
…стр. 3-4
1.
Глава первая Русская
Православная Церковь накануне Отечественной войны
1812 года. …………………………………………………………………………………стр.
5-7
1.1.
Церковь и духовенство в начале XIX века………………………………………..
стр. 5-6
1.2.
Военное духовенство накануне Отечественной войны 1812
года …………….. стр. 6-7
2.
Глава вторая Деятельность
Церкви в армии и народе во время
Отечественной
войны в1812 года ……………………………………………………………………… стр. 7-13
2.1.
Антинаполеоновская церковная проповедь ………………………………….… стр.7-9
2.2.
Православное духовенство и народная война. …………………. ………………. стр.9-11
2.3.
Духовенство в регулярной армии. ……………………………………………….. стр.11-13
3.
Глава третья Православные храмы – культурное достояние
России……………...стр.13-16
3.1.
Сохранение духовенством православных святынь ………………………………стр.13-14
3.2.
Церковный памятник Отечественной войны 1812года …………………………стр.14-16
4.
Заключение……………………………………………………………………………….стр.
16-17
5.
Список использованных источников и литературы……………………………… стр.18
6.
Приложения.................................................................................................................... стр. 19-24
Воины,
носители православного меча, добровольцы русского государственного тягла!
В вас
живет православная рыцарская традиция; вы соблюли знамена русского
христолюбивого воинства… Да будет ваш меч молитвою, и молитва ваша да будет
мечем![1]
И.А.Ильин
Введение
2012
год насыщен юбилейными датами: 200 лет назад наш народ одержал победу над
завоевателем, который считался величайшим военным гением мира. Победа в Отечественной войне 1812 года поразила воображение современников и сегодня
волнует нас, потомков. О войне написано множество книг и статей, и несмотря на
это, « гроза 12-го года» неизменно привлекает к себе внимание исследователей.
Четыре века назад наш народ отстаивал независимость и сохранение
государственности. Большую роль в этом сыграла Русская Православная церковь. Во
времена Смуты защита православия стала движущим мотивом для большинства русских
людей. Духовным вдохновителем сопротивления был патриарх Гермоген. Пример
самоотверженности в борьбе с интервентами показали защитники Троице-Сергиевой
лавры. Об этом подробно написано в наших
школьных учебниках, что нельзя сказать про события Отечественной войны 1812
года. А поскольку в дореволюционной России Церковь играла огромную роль во всех
областях жизни общества, участие русского православного духовенства в войне
трудно переоценить.
Цель работы: исследование вопроса о
роли Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года.
Объект исследования: Отечественная
война 1812 года.
Предметом исследования является роль в
этой войне Русской Православной Церкви,
степень её влияния на ход, результаты и последствия войны. Для
достижения цели я поставила следующие
задачи:
1. Определить
положение Русской Православной Церкви в Российской империи в нач. XIX в.
2. Проанализировать
тексты воззваний Святейшего Синода и проповедей священнослужителей периода
войны 1812 года.
3. Установить
вклад православного духовенства в организацию ополчения.
4. Показать роль
военного духовенства в регулярной армии.
5. Рассмотреть
непосредственное участие духовенства в « народной войне».
6. Изучить
документальные источники по данной проблеме.
7. Выявить
масштаб ущерба, нанесенного Великой армией православным святыням.
В своей работе я
использовала следующие методы:
анализ литературных и документальных материалов, сравнительный анализ.
Данная тема актуальна: в настоящее
время стоит вопрос о возрождении патриотизма. Высокая духовность защитников
Отечества всегда играла ведущую роль у российских военнослужащих. Поэтому и сейчас
очень важно возрождать высокую духовность современных защитников Отечества.
Исследование вопроса о роли Русской
Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года в дореволюционный период
затрагивалось историками лишь в общих трудах по истории войны. Так А. И.
Михайловский-Данилевский в «Описании Отечественной войны 1812г.» дает
преимущественно внешнее описание военных действий и событий в тылу.
Советские исследователи – авторы монографий о войне
1812 года такие как Е.В. Тарле, Л.Г. Бескровный рассматривали тему, делая
акцент на такие вопросы, как вооружение сторон, стратегия, тактика, военное
искусство. О роли Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года либо
умалчивали, либо писали негативно. Так Н.А. Троицкий в своем труде «1812 Великий год России», на мой
взгляд, явно умаляет заслуги духовенства, отмечая, что оно помогало народной
войне только божьим словом и молитвами за славу русского оружия и отмечает, что
духовенство внесло самый меньший вклад в победу. Я считаю, что именно вера могла объединить такие разные группы, как
крепостное крестьянство, дворянство и казаков в рамках одного государства.
В 90-е годы исследователей привлекает
деятельность духовного сословия. Я
познакомилась с работой Л.В. Мельниковой
«Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь», где она пишет, что «православие являлось не
только религией большинства населения и непременным вероисповеданием
императора, но также идеологической и духовной основой империи. Церковь призывала прихожан принять оружие и
охранять веру отцов»[2]. Мною были привлечены к работе
интернет - ресурсы: проанализированы исторические указы Священного
Синода, доклады обер-прокурора Священного Синода князя А.Н. Голицына императору
Александру I, переписка А.Н. Голицына с обер- священником
армии и флота Н.С. Державиным, Манифесты и указы Александра I. В своей работе я также использовала
краеведческий материал. Ценность и
новизна моей работы в том, что исследования по данному вопросу позволяют
по-иному взглянуть на некоторые вопросы,
касающиеся Отечественной войны
1812 года. Материалы работы могут быть использованы при более углубленном
изучении вопроса истории Отечественной
войны 1812 года, а также в рамках
духовно-нравственного воспитания будущих воинов.
Заключение
Итак, исследуя вопрос о роли Русской Православной Церкви
в Отечественной войне, я пришла к
выводу, что участие Церкви в событиях 1812г. определялось тем положением,
которое она в рассматриваемый период занимала в России. Церковь была
тесно связана с государственной властью, а православие являлось идеологической
и духовной основой империи. Религиозное воспитание осуществлялось путем укрепления веры в Бога, преданности царю и
любви к Отечеству. Особенно ярко идеологическая роль Церкви проявлялась
в армии, где патриотическое воспитание солдат велось силами
военного духовенства. Священнослужители объясняли солдатам священный
характер войны в защиту Отечества. К противнику они учили относиться
по-христиански: поверженному врагу даровать пощаду,
к иноверческим храмам неприятеля проявлять уважение, не заниматься
грабежом и мародерством, потому что воровство - это преступление, не совместимое с
высоким званием воина Русской армии.
Церковь укрепляла моральный дух Русской
армии, являвшийся важным условием ее боеспособности. С помощью церковной пропаганды
создавался образ врага. Так, особый размах партизанского движения
наблюдался в стране после взятия и осквернения врагами Москвы. И этому, я
считаю, в значительной степени способствовало освещение московских
происшествий средствами антинаполеоновской пропаганды, которая сообщала об осквернении храмов,
поругании могил, грабежах и насилиях над местными жителями.
Религиозной настроенностью были проникнуты все
правительственные документы, вышедшие во время войны. Интересно, что в
Высочайшем манифесте от 25 декабря 1812 года, сообщавшем о победном завершении
войны, в качестве главной причины победы называлась помощь Бога: «Не отнимая
достойной славы ни у главнокомандующего над войсками Нашими
знаменитого Полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у
других искусных и мужественных вождей и военачальников,
ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго Нашего
воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. И так
да познаем в великом деле сем промысел Божий»[3].
В манифесте от
30 августа 1814 года император назначил каждому сословию определенную
награду. Духовенство получило бронзовый крест на Владимирской ленте с
надписью: «1812 год». ( см. Приложение № 11) По мнению императора, заслуга
духовного сословия во время войны заключалась в том, что оно «теплыми
молитвами своими» призывало «пред Алтарем Всевышнего» «благословение Божие на
Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия» ободряло «народ к
единодушию и твердости»[4].
Однако
проповедническая деятельность духовенства, несомненно, имевшая огромное
значение, на мой взгляд, не умаляет его непосредственного участия в основных
событиях 1812 года. Напротив, многосторонняя деятельность православного
духовенства свидетельствует о том, что оно всеми имевшимися в его распоряжении
средствами, старалось вызвать в народе
сознание национального единства и организовать его на борьбу с врагом. В этом,
я считаю, заключается несомненная
историческая заслуга Церкви и духовного сословия перед Отечеством. О том, что
все сословия в 1812 году объединяла православная вера, свидетельствует, в
частности, совместное решение Святейшего Синода, Государственного Совета и
Правительствующего Сената о присвоении императору Александру
I титула «Благословенный», а также сооружение храма Христа Спасителя. На медали,
учрежденной в честь победы в Отечественной войне, была выбита надпись: «Не
нам, не нам, но имени Твоему».( см. Приложение №12) «Для принесения Всемогущему
Богу теплых и усердных молитв за избавление Державы Нашей от лютого и
сильного врага, и в прославление в роды родов сего совершившегося над Нами
промысла и милости Божией».[5]
Таким образом, проведенное
исследование позволяет утверждать, что роль Русской Православной Церкви в
Отечественной войне 1812 года была весьма значительной. Она не ограничивалась
фактами непосредственного участия представителей духовного сословия в основных
событиях 1812 года, а была неразрывно связана с духовной жизнью всего русского
общества. Без учета деятельности Православной Церкви изучение и понимание войны
1812 года представляется мне неполным и необъективным.
Список
использованных источников и литературы