Категории раздела

Мои файлы [93]

Вход на сайт

Поиск





сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны
Вы вошли как Гость | Воскресенье, 27.05.2018, 02:10
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Православное духовенство в Отечественной войне 1812года
[ Скачать с сервера (1.94Mb) ] 24.03.2013, 14:06

Православное духовенство в Отечественной войне 1812года

 

 

 

        

Автор: Долгих Ирина Юрьевна,

учащаяся 11 «А» класса

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское

 

 

 

 

Научный руководитель: Зайцева Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское

 

 

 

 

 


Оглавление

Введение………………………………………………………….…………..…………… …стр. 3-4

1.   Глава первая  Русская Православная  Церковь накануне  Отечественной войны

      1812 года. …………………………………………………………………………………стр. 5-7                     

1.1.   Церковь и духовенство в начале XIX века……………………………………….. стр.  5-6

1.2.   Военное духовенство накануне Отечественной войны 1812 года  …………….. стр.  6-7

2.      Глава вторая Деятельность Церкви  в армии и народе во время Отечественной

      войны в1812 года ………………………………………………………………………  стр. 7-13

2.1.   Антинаполеоновская церковная проповедь ………………………………….…   стр.7-9

2.2.   Православное духовенство и народная война. …………………. ………………. стр.9-11

2.3.   Духовенство в регулярной армии.  ……………………………………………….. стр.11-13

3.      Глава третья  Православные храмы – культурное достояние России……………...стр.13-16

3.1.   Сохранение духовенством православных святынь ………………………………стр.13-14

3.2.   Церковный памятник Отечественной войны 1812года   …………………………стр.14-16

4.      Заключение……………………………………………………………………………….стр. 16-17

5.      Список использованных источников и литературы………………………………  стр.18

6.      Приложения....................................................................................................................   стр. 19-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воины, носители православного меча, добровольцы русского государственного тягла!

В вас живет православная рыцарская традиция; вы соблюли знамена русского христолюбивого воинства… Да будет ваш меч молитвою, и молитва ваша да будет мечем![1]

И.А.Ильин                                                                                                                                                              

 Введение

    2012 год насыщен юбилейными датами: 200 лет назад наш народ одержал победу над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира.  Победа в Отечественной войне 1812 года  поразила воображение современников и сегодня волнует нас, потомков. О войне написано множество книг и статей, и несмотря на это, « гроза 12-го года» неизменно привлекает к себе внимание исследователей.

    Четыре века назад наш народ отстаивал независимость и сохранение государственности. Большую роль в этом сыграла Русская Православная церковь. Во времена Смуты защита православия стала движущим мотивом для большинства русских людей. Духовным вдохновителем сопротивления был патриарх Гермоген. Пример самоотверженности в борьбе с интервентами показали защитники Троице-Сергиевой лавры. Об этом  подробно написано в наших школьных учебниках, что нельзя сказать про события Отечественной войны 1812 года. А поскольку в дореволюционной России Церковь играла огромную роль во всех областях жизни общества, участие русского православного духовенства в войне трудно переоценить.

Цель работы: исследование вопроса о роли Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года.

Объект исследования: Отечественная война 1812 года.

Предметом исследования является роль в этой войне Русской Православной Церкви,  степень её влияния на ход, результаты и последствия войны. Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1. Определить положение Русской Православной Церкви в Российской империи в нач.   XIX в.

2. Проанализировать тексты воззваний Святейшего Синода и проповедей священнослужителей периода войны 1812 года.

3. Установить вклад православного духовенства в организацию ополчения.

4. Показать роль военного духовенства в регулярной армии.

5. Рассмотреть непосредственное участие духовенства в « народной войне».

6. Изучить документальные источники по данной проблеме.

7. Выявить масштаб ущерба, нанесенного Великой армией православным святыням.

В своей работе я использовала следующие методы: анализ литературных и документальных материалов, сравнительный анализ.

Данная тема актуальна: в настоящее время стоит вопрос о возрождении патриотизма. Высокая духовность защитников Отечества всегда играла ведущую роль у российских военнослужащих. Поэтому и сейчас очень важно возрождать высокую духовность современных защитников Отечества.

   Исследование вопроса о роли Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года в дореволюционный период затрагивалось историками лишь в общих трудах по истории войны. Так А. И. Михайловский-Данилевский в «Описании Отечественной войны 1812г.» дает преимущественно внешнее описание военных действий и событий в тылу.  

Советские  исследователи – авторы монографий о войне 1812 года такие как Е.В. Тарле, Л.Г. Бескровный рассматривали тему, делая акцент на такие вопросы, как вооружение сторон, стратегия, тактика, военное искусство. О роли Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года либо умалчивали, либо писали негативно. Так Н.А. Троицкий в  своем труде «1812 Великий год России», на мой взгляд, явно умаляет заслуги духовенства, отмечая, что оно помогало народной войне только божьим словом и молитвами за славу русского оружия и отмечает, что духовенство внесло самый меньший вклад в победу. Я считаю, что именно вера  могла объединить такие разные группы, как крепостное крестьянство, дворянство и казаков в рамках одного государства.

    В 90-е годы исследователей привлекает деятельность духовного сословия.  Я познакомилась с работой  Л.В. Мельниковой «Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь»,  где она пишет, что «православие являлось не только религией большинства населения и непременным вероисповеданием императора, но также идеологической и духовной основой империи.  Церковь призывала прихожан принять оружие и охранять веру отцов»[2]. Мною   были привлечены  к работе  интернет - ресурсы: проанализированы исторические указы Священного Синода, доклады обер-прокурора Священного Синода князя А.Н. Голицына императору Александру I,  переписка А.Н. Голицына с обер- священником армии и флота Н.С. Державиным, Манифесты и указы Александра I. В своей работе я также использовала краеведческий материал.  Ценность и новизна моей работы в том, что исследования по данному вопросу позволяют по-иному взглянуть на некоторые вопросы,  касающиеся  Отечественной войны 1812 года. Материалы работы могут быть использованы при более углубленном изучении  вопроса истории Отечественной войны  1812 года, а также в рамках духовно-нравственного воспитания будущих воинов.

 

 

 

 

Заключение

Итак, исследуя вопрос о роли Русской Православной Церкви в Отечественной войне,  я пришла к выводу, что участие Церкви в событиях 1812г. определялось тем положением, которое она в рассматриваемый период занимала в России. Церковь была тесно связана с государственной властью, а православие являлось идеологической и духовной основой империи. Религиозное воспитание  осуществлялось путем укрепления  веры в Бога, преданности царю и любви к Отечеству. Особенно ярко идеологическая роль Церкви проявлялась в армии, где патриотическое воспитание солдат велось силами военного духовенства. Священнослужители объясняли солдатам священный характер войны в защиту Отечества. К противнику они учили относиться по-христиански: поверженному врагу даровать пощаду, к иноверческим храмам неприятеля проявлять уважение, не заниматься грабежом и мародерством, потому что  воровство - это преступление, не совместимое с высоким званием воина Русской армии.

Церковь укрепляла моральный дух Русской армии, являвшийся важным условием ее боеспособности. С помощью  церковной пропаганды создавался образ врага. Так, особый  размах партизанского движения наблюдался в стране после взятия и осквернения врагами Москвы. И этому, я считаю, в значительной степени  способствовало освещение московских происшествий средствами антинаполеоновской пропаганды, которая  сообщала об осквернении храмов, поругании могил, грабежах и насилиях над местными жителями.  

Религиозной настроенностью были проникнуты все правительственные документы, вышедшие во время войны. Интересно, что в Высочайшем манифесте от 25 декабря 1812 года, сообщавшем о победном завершении войны, в качестве главной причины победы называлась помощь Бога: «Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого Полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. И так да познаем в великом деле сем промысел Божий»[3].

   В манифесте от 30 августа 1814 года император назначил каждому сословию определенную награду. Духовенство получило бронзовый крест на Владимирской ленте с надписью: «1812 год». ( см. Приложение № 11) По мнению императора, заслуга духовного сословия во время войны заключалась в том, что оно «теплыми молитвами своими» призывало «пред Алтарем Всевышнего» «благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия» ободряло «народ к единодушию и твердости»[4].

  Однако проповедническая деятельность духовенства, несомненно, имевшая огромное значение, на мой взгляд, не умаляет его непосредственного участия в основных событиях 1812 года. Напротив, многосторонняя деятельность православного духовенства свидетельствует о том, что оно всеми имевшимися в его распоряжении средствами,  старалось вызвать в народе сознание национального единства и организовать его на борьбу с врагом. В этом, я считаю,  заключается несомненная историческая заслуга Церкви и духовного сословия перед Отечеством. О том, что все сословия в 1812 году объединяла православная вера, свидетельствует, в частности, совместное решение Святейшего Синода, Государственного Совета и Правительствующего Сената о присвоении императору Александру I титула «Благословенный», а также сооружение храма Христа Спасителя. На медали, учрежденной в честь победы в Отечественной войне, была выбита надпись: «Не нам, не нам, но имени Твоему».( см. Приложение №12) «Для принесения Всемогущему Богу теплых и усердных молитв за избавление Державы Нашей от лютого и сильного врага, и в прославление в роды родов сего совершившегося над Нами промысла и милости Божией».[5]

 Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что роль Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года была весьма значительной. Она не ограничивалась фактами непосредственного участия представителей духовного сословия в основных событиях 1812 года, а была неразрывно связана с духовной жизнью всего русского общества. Без учета деятельности Православной Церкви изучение и понимание войны 1812 года представляется мне неполным и необъективным.

 

Список использованных источников и литературы




[1] Ильин И.А. Путь к очевидности. [Электронный ресурс]. http://www.hrono.ru

[2] Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 года и Русская  Православная Церковь// Отечественная история.- 2002.-№6.- с. 28

[3] Манифест о принесении Господу Богу благодарности за освобождение России от нашествия неприятеля от 25 декабря 1812 г. Электронный архив «Мемориал Отечественной войны 1812года» http://www.memorandum.ru

[5] Там же, http://www.memorandum.ru

 

Категория: Мои файлы | Добавил: TZaytseva
Просмотров: 495 | Загрузок: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018