Категории раздела

Мои файлы [93]

Вход на сайт

Поиск





сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны
Вы вошли как Гость | Вторник, 17.07.2018, 12:18
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

урок обществознания 7 класс [Почему нужно быть терпимым]
[ Скачать с сервера (55.5 Kb) ] 06.05.2012, 14:09

Урок обществознания  7 класс

Тип урока : закрепление новых знаний.

Тема: «Почему нужно быть терпимым».

Цели урока: 1. Закрепление и систематизация знаний по теме «Межличностные

                           конфликты».

                   2. Развитие критического мышления, логической речи учащихся.

                   3. Воспитание культуры отношений среди учащихся. 

 

 Задачи: 1.Повысить уровень знаний учащихся о конфликтных ситуациях через

                  практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта,

                  о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах

                  цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

                   2. Помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата

                  неэффективного взаимодействия со сверстниками.

              

  План урока: 1.Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

                   2.Варианты поведения в конфликтной ситуации.

                   3.Открытый конфликт.

                   4.Как победить обиду и установить контакт.

                                      

 Оборудование: компьютерная презентация «Почему нужно быть терпимым»,

                              рабочий лист для учащихся (приложение1), учебник Л.Н. Боголюбов,

                              Н.И.Городецкая, Л.Ф.Обществознание: 7кл.-М.:  Просвещение , 2009.,

                              выставка рисунков на тему « Конфликт глазами моих одноклассников»,

                              жетоны для тренинга «Шкала мнений».

 

Предварительная подготовка: учащиеся заранее рисуют рисунки на тему «Конфликт глазами моих одноклассников». Для проведения урока стулья ставятся большим кругом в центре класса, место учителя - равное место в общем круге.

 

Ход урока:

I.Организационный этап.

1. Приветствие.

      2. Знакомство с правилами круга: никто никого ни к чему не принуждает. Все упраж­нения выполняются по желанию, каждый выигрывает, когда активно участвует в уп­ражнениях. Все помогают друг другу, чтобы пользу получил каждый.

       3. Раскрытие общей цели урока.

1-й слайд  (название темы «Почему нужно быть терпимым»)

Мы продолжаем говорить о межличностных конфликтах и сегодня постараемся ответить на вопрос: почему нужно быть терпимым?

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме.

  1. «Шкала мнений».

Учащиеся выбирают жетоны, отражающие их  предпочтения  по следующему вопросу:

Конфликт — это: 1) плохо (красный); 2)  ни хо­рошо, ни плохо (желтый); 3) хорошо (зеленый).

 Подведение итогов: в начале занятия в классе существуют  следующие  мнения; большинство счи­тает, что...

2. Беседа по вопросам

-Что такое конфликт? (2-ой слайд - понятие)

- Сколько ступеней обычно он проходит в своем развитии?(3-й слайд - ступени конфликта)

III. Закрепление знаний.

1. Выявление ситуации как конфликтной.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Предлагаю  конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт.

§  Р.н.с. «Заюшкина избушка»

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…»

(различия, связанные с положением в обществе)

§  А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

… Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо…

Я сегодня поймал, было рыбку,

Золотую рыбку, непростую…

Не посмел я взять с неё выкуп,

Так пустил ее в синее море.

Старика старуха забранила:

«Дурачина, ты, простофиля,

Не сумел ты взять выкупа с рыбки…»(эмоциональное состояние)

§  Р.н.с. «По щучьему веленью»

«Жил- был старик. У него было три сына: двое умных, третий –Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет»(различные представления о правилах или нормах поведения).

Что еще может лежать в основе конфликта?(  противоположные желания и интересы; смысловые барьеры в общении).

  1. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианты поведения. Определите стратегию поведения сказочных героев  в ситуации острого конфликта.

§   Р.н.с. «Заюшкина избушка»

«… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.

–  Что, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!

–  Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!

Подошли они к избенке, и собака залаяла.

– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!

А лиса им отвечает с печи.

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала.(уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

§  А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

«…Вот пошел старик к синему морю…

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

«…Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня старуха,

Надобно ей новое корыто…»(поведение- приспособление).

§  В.Г.Сутеев «Яблоко»

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.( стратегия компромисса  позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

§  Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. «Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он». ( сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

3. Игра «Острый конфликт»

В игре принимают участие четыре пары исполнителей. Ситуация является общей для всех пар исполнителей, а стратегия поведения каждой пары задаётся карточкой, выбираемой участниками.

Все остальные учащиеся — на­блюдатели и эксперты. Их задача — определить, какую стратегию поведения в ситуации острого конфликта разыг­рывает каждая пара.

 

Ситуация:  Завтра зачёт по обществознанию. Вопросы к зачёту учительница передала через одного из исполнителей (участники в процессе подготовки сами договариваются, кто из них получит вопросы от учительницы). Тот, кто получил во­просы, передал их другому участнику ситуации, а тот, не зная, что за листок ему передали, выбросил бумажку, В результате класс к зачёту не готов. Учительница решила наказать винова­тых, предложив им самим решить, кто больше виноват.

На карточках, которые выберет каждая пара, написано: 1) подчинение сильному; 2) компромисс (взаимные уступ­ки); 3) прерывание конфликта (оба виноваты); 4) инте­грация (совместные усилия для преодоления конфликта).

После небольшой подготовки (3 минуты) каждая пара по очереди представляет классу свой вариант обсуждения возникшего конфликта.

(Физминутка во время подготовки игровой ситуации).

 

Обсуждение итогов:

- Как вы считаете, какую стратегию поведения в конфликте показа­ла первая пара, вторая, третья, четвёртая?

Вопросы участникам:

- Что вы чувствовали при выполне­нии задания? Какая стратегия вам кажется наилучшей и почему?

4. Варианты выхода из конфликта.

Даже самый затяжной конфликт заканчивается рано или поздно. И тогда наступает последняя стадия- разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным.

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие.(4-й слайд)

§  «Худой мир лучше доброй ссоры» (компромисс»

§  «С глаз долой, из сердца вон»(  прерывание конфликта)

§  «Что хочу, то и ворочу».(подчинение сильному)

§  «Сядем рядком да поговорим ладком» ( интеграция)

  1. Учимся устанавливать контакты.

Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок. Как правило,  остается обида. Как победить обиду?

Ситуация предлагается общая, а как поступить в этой си­туации, предлагает каждый по очереди.

Ситуация. Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из-за этой обиды?(Высказываются все учащиеся  по кругу, учитель свою позицию предъявляет последним.)

Обсуждение итогов:

- Какие варианты решения проблемы, как по­бедить обиду, предлагались чаще других?

- Какой вариант разрешения ситуации оказался самым неожиданным?

 Обида- это проблема не того, кто обидел, т.к. он уже решил свои проблемы. А  того, кто обиделся и ему «больно» от этого. Поэтому необходимо выговорить свою обиду. Надо научиться говорить о своих чувствах, но при этом нельзя обвинять человека. Надо уметь прощать.

IV. Подведение итогов урока.

- Почему же нужно быть терпимым? (за нетерпимость ты получаешь немедленное возмездие в виде обиды и страдаешь заслуженно…)

«Шкала мнений»( Упражнение повторяет то, что происходило в начале занятия.)  

- Кто изменил мнение о конфликте? Что повлияло на изменение?

При разрешении конфликта мы получаем  опыт общения, учимся прощать, проявлять волю, становимся добрее, терпимее.

«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием».  Конфуций (слайд 5-й)

V. Домашнее задание. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» с.54, задание 4 из рубрики «В классе и дома» с.55.

                                                             Приложение к уроку                                                                                           

                                                                                                                                   

                                                                                                                                           Приложение 1.

Рабочий лист.

 

 

1.Причины конфликтных ситуаций:

 

n  Противоположные желания и интересы;

n  Смысловые барьеры в общении;

n  Различия, связанные с положением в обществе;

n  Эмоциональное состояние;

n  Различные представления о правилах или нормах поведения.

 

 

2. Варианты поведения в конфликтной ситуации:

 

n  Сотрудничество;

n  Компромисс;

n  Приспособление;

n  Избегание.

Категория: Мои файлы | Добавил: TZaytseva
Просмотров: 4301 | Загрузок: 478 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018