Категории раздела

Мои файлы [93]

Вход на сайт

Поиск





сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны
Вы вошли как Гость | Воскресенье, 27.05.2018, 02:00
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Использование на уроках истории и обществознания технологии обучения на основе учебных ситуаций.
[ Скачать с сервера (26.9Kb) ] 18.10.2015, 19:00
Использование на уроках истории и обществознания технологии обучения на основе учебных ситуаций. Единственный путь, ведущий к знанию- это деятельность. Бернард Шоу В «Концепции модернизации российского образования» перед школой поставлена задача — добиться нового образовательного результата: • формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений; • развитие умений работы с информацией; развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, а также умений принимать решения в нестандартной ситуации; • формирование навыков работы в группе; • формирование навыков исследовательской деятельности. Введение ФГОС, которые диктуют необходимость формирования у школьников универсальных учебных действий, заставляет нас по-новому взглянуть на организацию образовательного процесса. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования его самостоятельности. В практике я использую различные технологии деятельностного типа: технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технологию проблемного обучения, игровые технологии. Они результативны, но предполагают жесткую структуру и требуют большой подготовительной работы. Универсальная технология, которая способствовала бы организации деятельности учеников: способность к самоорганизации в решении учебных задач, умение решать учебные задачи –это технология обучения на основе «учебных ситуаций» Учебная ситуация – это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя • обнаруживают предмет своего действия, • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание; • частично запоминают. Цель моей деятельности состоит в построении такой среды, которая позволяет ученикам творчески реализовывать себя и получать собственный продукт определенного качества (идей, проблем, гипотез, версий, схем, текстов, высказываний, суждений, исследований и.т.д) в ходе специально организованной деятельности. Цикл учебной ситуации включает в себя: • мотивацию деятельности, • проблематизацию, • личное решение проблемы участниками ситуации, • демонстрацию образовательных продуктов, • их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, • рефлексию результатов. Любую учебную задачу можно перевести в учебную ситуацию. Создавая учебные ситуации, прежде всего, необходимо определиться с дидактической задачей, придумать «аранжировку», условия, которые создают мотивацию учения, провоцируют детей на активное действие, отобрать учебный материал, определить способ организации учебной ситуации, спрогнозировать возможные действия детей. На уроках обществознания и истории я использую такие виды «учебных ситуаций» как ситуацию неожиданности, ситуацию конфликта, ситуацию несоответствия, ситуацию неопределенности, ситуацию выбора, ситуацию предложения. Сегодня практически каждый из нас вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информа¬ции у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конк¬ретной пользы для себя они не видят. Я стараюсь убедить ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания и подаю эту информацию так, чтобы она была востребована и воспринята Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. В 5–7-х классах, как показывает мой опыт, эффективными являются учебные ситуации: а) с элементами игровой деятельности: соревнования, сюжетные, ролевые игры, тренинги; б) с элементами проектной (творческой, социальной) деятельности, например, «Пишем летопись», «Составляем семейный бюджет», «Берем интервью», «Наглядное пособие по теме…») в) с элементами деятельности, максимально приближенными к реальным жизненным ситуациям, где на основе приобретенных знаний разрабатываются различные правила действий (плакаты, памятки, инструкции, словарь терминов) В 8-11- кл. использую учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: а) группировка, классификация, сопоставление и сравнение объектов, в ходе выполнения и обсуждения которых учащиеся уясняют для себя смысл их изучения, устанавливают существенные признаки , «подводят под понятие»; б) описание и оценка, где учитель может стать организатором дискуссии. в) проведение мини-исследований, в ходе которых выдвигаются и проверяются гипотезы, используются рассуждения, аргументация, обоснования действий и суждений и т.д. Особое внимание отвожу созданию учебной ситуации с использованием визуальных источников: карикатуры, репродукции художественных произведений, фотографии, схемы, таблицы, аудиовизуальный ряд. Как говорил К.Д.Ушинский: «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с автором. Приведу пример учебной ситуации с использованием карикатуры. ...
Категория: Мои файлы | Добавил: TZaytseva
Просмотров: 199 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018