Категории раздела

Мои файлы [92]

Вход на сайт

Поиск





сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны
Вы вошли как Гость | Пятница, 29.03.2024, 14:47
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Диалоговые технологии на уроках истории
[ Скачать с сервера (41.0 Kb) ] 03.01.2014, 13:55

С введением ФГОС в развитии образовательной системы России начался новый этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности школьника как цель и смысл образования.[1, 15] При этом акцентируется внимание на инновационные аспекты деятельности учителя. Системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования и определяет инновационный характер  нового стандарта. Деятельностный аспект предметной подготовки учащихся по истории представлен на трех уровнях:

1) как задачи изучения истории: «развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности»;[5, 6]

2) как структурные элементы подготовки учащихся, наряду со знаниями по истории, объединенные в группы умений: «Работа с историческими источниками», «Работа с версиями, оценками», «Работа с фактами», «Применение знаний и умений в общении, социальной среде» [там же, 7]

3)как требования к учебной деятельности школьников.

Обучение истории необходимо теснее связать с развитием личности, с формированием умений самостоятельного творческого критического мышления и качеств, позволяющих любому ученику делать сознательный выбор жизненной позиции.

Современные подходы к организации обучения основаны на диалоговом общении. При этом диалог следует рассматривать и как цель, и как средство общения участников учебного процесса. На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникации. На второй стадии – средство для обсуждения спорных, неоднозначных вопросов и ситуаций и поиска взаимоприемлемых решений. В диалоге главное не только говорить, но и слушать собеседника и быть услышанным. При интерактивном обучении диалог строится  на линиях "ученик — ученик” (работа в парах), "ученик — группа учащихся” (работа в группах), "ученик - аудитория” или "группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах). Наиболее характерно это проявляется в дискуссии. Структура технологии проведения дискуссии зависит от результатов, которые планирует учитель получить, от специфики содержания учебного материала. 

Структура дискуссии

1. Выявление и формулирование противоречия, проблемы.

2. Актуализация усвоенных знаний и способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.

3.  Обмен мнениями, поиск общего и отличного в позициях, отбор информации по проблеме, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы.

4.  Коллективное обсуждение проблемы.

5. Экспертиза. Подведение итогов дискуссии.

6. Рефлексия.[7,  82]

Наиболее значимые педагогические результаты:

- интерпретация усвоенных сведений для усиления аргументации,

- презентация собственной точки зрения как обоснованной позиции,

-осознанный выбор мнения, подхода и умение его убедительно прокомментировать.[там же, 83]

Согласно классификации в самом общем виде дискуссии на уроках истории  можно поделить на несколько групп. В зависимости от принципов их проведения, задач и форм проведения дискуссии бывают  структурированные(регламентированные), "Дебаты" - формализованная дискуссия на заданную тему, с элементами игрового моделирования, групповые дискуссии ("круглый стол", "симпозиум", "семинар"), парные («вертушки»).

Существует множество техник (приемов), используемых в дискуссии. Наиболее распространенными в школе техниками дискуссии является «Аквариум», «Большой круг», «Вертушка».

А материал для дискуссии можно брать из учебного текста. Оценочные суждения открыты для критического анализа, аргументированного опровержения. Необходимо только правильно читать текст, не заблуждаясь относительно его смысла, значения и намерений автора, и корректно формулировать задачи исследования. Ученики могут быть активными участниками дискуссии, воспринимая учебный материал критически, сопоставляя сведения учебника с данными других источников, оставляя за собой право иметь собственное мнение. 

Категория: Мои файлы | Добавил: TZaytseva
Просмотров: 1075 | Загрузок: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024