С введением ФГОС в развитии образовательной системы
России начался новый этап, сущность которого выражается в переориентации
системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных
результатов. В их основе – процесс развития личности школьника как цель и смысл
образования.[1, 15] При этом акцентируется внимание на инновационные аспекты
деятельности учителя. Системно-деятельностный подход как общепедагогическая
основа определения требований к результатам образования и определяет
инновационный характер нового стандарта.
Деятельностный аспект предметной подготовки учащихся по истории представлен на
трех уровнях:
1) как задачи изучения истории: «развитие способности
учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о
событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма,
в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности»;[5, 6]
2) как структурные элементы подготовки учащихся,
наряду со знаниями по истории, объединенные в группы умений: «Работа с
историческими источниками», «Работа с версиями, оценками», «Работа с фактами»,
«Применение знаний и умений в общении, социальной среде» [там же, 7]
3)как требования к учебной деятельности школьников.
Обучение истории необходимо теснее связать с развитием
личности, с формированием умений самостоятельного творческого критического
мышления и качеств, позволяющих любому ученику делать сознательный выбор
жизненной позиции.
Современные подходы к организации обучения основаны на
диалоговом общении. При этом диалог следует рассматривать и как цель, и как
средство общения участников учебного процесса. На первой стадии диалог – способ
налаживания коммуникации. На второй стадии – средство для обсуждения спорных,
неоднозначных вопросов и ситуаций и поиска взаимоприемлемых решений. В диалоге
главное не только говорить, но и слушать собеседника и быть услышанным. При
интерактивном обучении диалог строится
на линиях "ученик — ученик” (работа в парах), "ученик — группа учащихся”
(работа в группах), "ученик - аудитория” или "группа учащихся — аудитория”
(презентация работы в группах). Наиболее характерно это проявляется в дискуссии.
Структура технологии проведения дискуссии
зависит от результатов, которые планирует учитель получить, от специфики
содержания учебного материала. Структура дискуссии
1. Выявление и
формулирование противоречия, проблемы.
2. Актуализация усвоенных
знаний и способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.
3. Обмен мнениями, поиск общего и отличного в
позициях, отбор информации по проблеме, обсуждение возможных решений проблемы,
формулирование мнения группы.
4. Коллективное обсуждение проблемы.
5. Экспертиза. Подведение
итогов дискуссии.
6. Рефлексия.[7, 82]
Наиболее
значимые педагогические результаты:
-
интерпретация усвоенных сведений для усиления аргументации,
-
презентация собственной точки зрения как обоснованной позиции,
-осознанный
выбор мнения, подхода и умение его убедительно прокомментировать.[там же, 83]
Согласно классификации в самом общем виде дискуссии на
уроках истории можно поделить на
несколько групп. В зависимости от принципов их проведения, задач и форм
проведения дискуссии бывают
структурированные(регламентированные), "Дебаты" -
формализованная дискуссия на заданную тему, с элементами игрового
моделирования, групповые дискуссии ("круглый стол", "симпозиум",
"семинар"), парные («вертушки»).
Существует множество техник (приемов), используемых в
дискуссии. Наиболее распространенными в школе техниками дискуссии является «Аквариум»,
«Большой круг», «Вертушка».
А материал для дискуссии можно брать из учебного
текста. Оценочные суждения открыты для критического анализа, аргументированного
опровержения. Необходимо только правильно читать текст, не заблуждаясь
относительно его смысла, значения и намерений автора, и корректно формулировать
задачи исследования. Ученики могут быть активными участниками дискуссии,
воспринимая учебный материал критически, сопоставляя сведения учебника с
данными других источников, оставляя за собой право иметь собственное мнение.
|