«Использование диалоговых методик и элементов диалоговых технологий
на уроках истории и обществознания»
Современные подходы к организации
обучения основаны на диалоговом общении. При этом диалог следует рассматривать
и как цель, и как средство общения участников учебного процесса. На первой
стадии диалог – способ налаживания коммуникации. На второй стадии – средство
для обсуждения спорных, неоднозначных вопросов и ситуаций и поиска
взаимоприемлемых решений. В диалоге главное не только говорить, но и слушать
собеседника и быть услышанным. При интерактивном обучении диалог строится на линиях "ученик — ученик” (работа в парах),
"ученик — группа учащихся” (работа в группах), "ученик - аудитория” или "группа
учащихся — аудитория” (презентация работы в группах). Наиболее характерно это
проявляется в дискуссии.
Под дискуссией следует понимать
особую форму познания и общения, специально организованное обсуждение проблем в
режиме диалога, ориентированное на сопоставление несовпадающих между собой
мнений.
Структура дискуссии
·
Выявление и формулирование противоречия,
проблемы.
·
Актуализация усвоенных знаний и способов учебных
действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.
·
Обмен
мнениями, поиск общего и отличного в позициях, отбор информации по проблеме,
обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы.
·
Коллективное обсуждение проблемы.
·
Экспертиза. Подведение итогов дискуссии.
·
Рефлексия.
Правила проведения дискуссии
·
Выбор модератора.
·
Роли распределяются при обсуждении в малых
группах.
·
Спикер выбирается (по необходимости)
согласованно в группе.
·
Строго соблюдается регламент на всех этапах
дискуссии.
·
Каждый участник имеет право высказать свое
мнение.
·
Точка зрения должна быть подкреплена
убедительными аргументами.
·
Высказывание только по теме.
·
Диалог строится на этических нормах.
·
Не повторять формулировок.
·
Не прикрываться на мнение других.
·
Стремиться к разностороннему исследованию
проблемы. Согласно классификации в самом общем виде
дискуссии на уроках истории и обществознания можно поделить на несколько групп
в зависимости от принципов их проведения, задач и форм проведения:
структурированная (регламентированная) дискуссия, дискуссия с элементами
игрового моделирования, проектная деятельность, "Дебаты" -
формализованная дискуссия на заданную тему, групповые дискуссии представляют
огромный спектр различных форм их проведения ("круглый стол",
"симпозиум", "семинар" и т.д.), парные («вертушки»).
Существует множество техник
(приемов), используемых в дискуссии. Наиболее распространенными в школе
техниками дискуссии является «Аквариум», «Большой круг», «Вертушка»
|