«Музей истории»- эффективная форма внеурочной деятельности в реализации
ФГОС основного общего образования.
Главная задача общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В своем послании Федеральному собранию РФ В.В. Путин говорит: «Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память»[1].
ФГОС направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Личностные результаты освоения программы основного общего образования отражают «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной…»[2].
Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредоточить усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. К сожалению, последние два десятилетия стараниями отечественных и зарубежных средств массовой информации усиленно принижается вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется рабское поклонение всему иностранному. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, ее вкладу в развитие человечества и мировую культуру. Ребята мало интересуются историческими событиями прошлого. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А. С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»[3]. Важно именно пробудить, а не навязать это качество, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Дети должны иметь возможность сами выбирать то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям и интересам.
Программа исторического клуба «Истоки» по нравственно – патриотическому воспитанию учащихся построена на материале курсов всеобщей истории и истории России, обществознания и краеведения в системе дополнительного образования.
Методика работы клуба строится на одной из наиболее востребованных сегодня образовательных технологий - разработка и реализация проектов, содействующих полноценному развитию учащихся.
В рамках историко-краеведческого направления осуществляется проект по созданию музея истории «Веков связующая нить».
Цель музея: сохранение исторической памяти.
Задачи музея истории:
1. Периодически создавать сменные экспозиции, посвященные памятным датам России и малой Родины.
2. Привлекать к участию в работе музея истории ветеранов войны и труда, работников районного краеведческого музея.
3. Проводить экскурсии для учащихся и гостей музея истории.
4. Формировать навыки работы с выставочным материалом.
5. Разрабатывать и проводить исторические познавательные игры.
6. Принимать участие в исследовательской деятельности по истории и краеведению.
С 2013 года созданы четыре выставки:
- «Отечественная война 1812г», посвященная 200-летнему юбилею;
- «Великая Отечественная война», посвященная 70-летию Сталинградской битве;
- «Великая Отечественная война», посвященная военным событиям 1943-1944 гг.;
- «Солдат войну не выбирает…», посвященная воинам-интернационалистам.
В рамках проекта осуществляется проведение тематических экскурсий. Экскурсия – это одна из основных форм работы участников клуба в музее истории. Так как она должна удовлетворять запросы посетителей разного возраста, ребята учатся правильно выбирать экспонаты, применять различные приёмы их показа, раскрывать содержание экспозиции, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Экскурсии проводятся в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Овладение практическими знаниями и умениями в области музеологии и краеведения, дает учащимся возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма, уважения к прошлому.
[1] Послание Президента России Федеральному Собранию. Послание Президента Российской Федерации Путина В. В. от 08.07.2000 г. archive.kremlin.ru
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) 17 декабря 2010, rg.ru›
|