ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебная ситуация – это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
- обнаруживают предмет своего действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание;
- частично запоминают.
Цель моей деятельности состоит в построении такой среды, которая позволяет ученикам творчески реализовывать себя и получать собственный продукт определенного качества (идей, проблем, гипотез, версий, схем, текстов, высказываний, суждений, исследований и.т.д) в ходе специально организованной деятельности.
Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций.
Цикл учебной ситуации включает в себя:
- мотивацию деятельности,
- проблематизацию,
- личное решение проблемы участниками ситуации,
- демонстрацию образовательных продуктов,
- их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами,
- рефлексию результатов.
Создавая учебные ситуации, прежде всего, необходимо
- определиться с дидактической задачей,
- придумать «аранжировку», условия, которые создают мотивацию учения, провоцируют детей на активное действие,
- отобрать учебный материал,
- определить способ организации учебной ситуации,
- спрогнозировать возможные действия детей.
Учебные ситуации строятся на следующих принципах:
- вводимое понятие должно быть предельно общим;
- прежде, чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления;
- не вводить знания в готовом виде;
- определение или понятие должны появляться не до, а после всей работы по поиску нового содержания;
- логика перехода от ситуации к ситуации должна быть ясной и открытой для учеников.
Современный урок – это цепочка решений учебных задач. Учебную задачу можно перевести в учебную ситуацию.
Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию:
1. Придумать содержание учебной задачи.
2. Поставить учебную ситуацию в такие условия, чтобы она провоцировала детей на активные действия, которые создают мотивацию учения: не вынуждения, а побуждения.
Предлагаю модель «учебной ситуации». (см. Приложение)
Ниже представлены виды «учебных ситуаций» с примерами, которые я использую на уроках обществознания и истории.
Виды учебных ситуаций
...