Формирование УУД и ИКТ-компетентности обучающихся на уроках
обществознания и истории
Одним из основных положений нового
стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без
применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом,
невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для
формирования УУД в современной массовой школе.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся
реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех
без исключения предметов учебного плана, обществознания и истории в том числе.
Формирование и развитие ИКТ -
компетентности обучающихся включает в себя становление
и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской
ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к
самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к
решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику
с применением средств ИКТ.
В учебном процессе можно выделить
следующие основные формы организации формирования ИКТ-компетентности:
•
на
уроках информатики с последующим применением сформированных умений в учебном процессе на
уроках и во внеурочной деятельности,
•
при
информатизации традиционных форм учебного процесса, в том числе при участии школьников в
процессе информатизации (создание электронных пособий):
-
тесты,
-
виртуальные
лаборатории,
-
компьютерные
модели,
-
электронные
плакаты,
-
типовые
задачи в электронном представлении,
•
при
работе в специализированных учебных средах,
•
при
работе над проектами и учебными исследованиями:
-
поиск
информации,
-
исследования,
-
проектирование,
-
создание
ИКТ-проектов,
-
оформление,
презентации,
• при включении в учебный процесс элементов
дистанционного образования.
Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от
учителей использования специальных методов и приемов:
- учитель должен быть настроен на формирование этой
компетентности
(т.е. помнить о ней всегда);
- потребуется изменение дидактических целей типовых
заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум
две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-
компетентности);
- на уроках следует выделять время для самостоятельной
работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
- формированию ИКТ-компетентности
помогает использование активных методов обучения (групповая или командная
работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
Как происходит формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках обществознания и истории?
|