Урок истории с использованием
технологии развитие критического мышления.11 класс
Тип урока: усвоение новых знаний
Тема: «СССР в 1953 – 1964гг.:преобразования в экономике»
Цели урока: 1. Формирование у учащихся конкретных представлений о
фактах, процессах,
происходивших в экономике в
период с1953- 1964гг., выявление их сущности.
2. Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся,
навыков исторического анализа.
3. Воспитание уважительного
отношения к историческому прошлому своей
страны,
формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на
основе личностного осмысления опыта истории.
Задачи урока: 1. Углубить
знания о причинах и последствиях
экономических реформ в
период с1953- 1964гг
2. Применить имеющиеся у учащихся знания для
систематизации материала,
прогнозирования результатов
преобразований в экономике.
3. Продолжить
формирование умений устанавливать причинно- следственные
связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические
источники.
4. Развивать
навыки работы в группе, аргументировано защищать свои
выводы, оппонировать собеседнику.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная,
групповая,
коллективная.
Для работы на уроке класс делится на 4 группы по 5-6 человек.
План урока:.1. Перемены в аграрной
политике. Освоение целины.
2.
Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение
приоритетных программ развития народного хозяйства.
3.
Перестройка управленческих структур.
4.
Нарастание
дисбаланса в экономике в начале 1960-х гг.
Оборудование: учебник: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов История
России, XX- начало XXI века,11 кл.- М.: Просвещение, 2005., компьютерная презентация
на тему «СССР в 1953 – 1964гг.: преобразования в экономике», рабочие листы.(Приложение
1-10)
Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм, интенсивное и
экстенсивное хозяйство.
Ход урока:
I.Организационный
этап.
1. Приветствие
2. Сообщение темы урока.(1-й слайд- советский плакат 1962г. с
изображением Н.Н.Хрущева.)
Мы продолжаем изучать период
развития СССР в 50-е- нач.60 –х гг. Урок посвящен преобразованиям в экономике,
где попытаемся дать объективную оценку экономическим реформам Н.С. Хрущева.
II. Вызов (активизация уже имеющихся знаний по
изучаемому вопросу)
В 1956 году состоялся визит
Хрущева в Англию, где он встретился с У.Черчиллем на приеме в советском
посольстве. И Черчилль тогда сказал: « Господин Хрущев, вы затеваете большие
реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам…»(2-й слайд)
Проблема. Какой совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли он к
нему? (3-й слайд)
Нам это предстоит выяснить на
уроке.
III. Осмысление( сохранение интереса к теме при
непосредственной работе с новой информацией)
После смерти Сталина перед новым
руководством встала проблема поиска нового типа стимулирования промышленности и
сельского хозяйства в рамках социалистической системы.
Существовало две альтернативные
экономические программы Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева, в частности по развитию
сельского хозяйства.
1. Работа учащихся с историческими документами в группах.
1,2 группы «Из речи Председателя Совета Министров СССР
Г.М.Маленкова на сессии
Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.».(Приложение
1,3)
Задание 1 группе.
Проанализировать программу
Г.М.Маленкова и выделить основные положения.
Задание 2 группе.
Составить 2 вопроса, касающихся
содержания программы Г.М.Маленкова.
3,4 группы Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития
сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г. (Приложение 2,4)
Задание 3 группе
Проанализировать программу
Н.С.Хрущева и выделить основные положения.
Задание 4 группе
Составить 2 вопроса, касающихся содержания
программы Н.С.Хрущева.
2. Заполнение таблицы.(слайд 4-й)
Программа Г.
Маленкова
|
Программа Н.
Хрущева
|
·
Повышение урожайности;
·
Включение фактора личной заинтересованности
колхозников:
Ø
снижение норм обязательных поставок с личного
подсобного хозяйства;
Ø
увеличение личного подсобного хозяйства в 5
раз;
Ø
уменьшение вдвое денежного налога с каждого колхоза;
Ø ликвидация
недоимки по с/х налогу за прошлые годы.
|
- Повышение государственных
закупочных
цен на колхозную
продукцию;
- Снижение норм обязательных поставок государству
с/х продукции;
- Повышение культуры земледелия;
- Увеличение затрат для осуществления подъема с/х;
- Расширение посевных площадей за счет целинных и
залежных земель
|
-Какой путь развития с/х
предложил Г.М.Маленков? (интенсивный)
- Какой путь развития с/х
предложил Н.С.Хрущев? (экстенсивный)
- Почему победил план Хрущева?(подход Хрущева был гораздо более близок и
понятен партийным кадрам , чем новации Маленкова и быстрее можно было получить
результат)
3. Сообщение учащегося «Освоение целины». (слайды 5-6-й)
Чем, на ваш взгляд, был вызван
кризис в освоении целинных земель?
4. Работа с информационными текстами в группах. (слайды 7-9-й)
Задание 1 группе.
Докажите фактами: каких успехов
удалось добиться в промышленности? (учебник: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России, XX- начало XXI века,11 кл. с.291-292)
Задание 2 группе.
Что подразумевал лозунг,
выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959 г. на XX съезде «Догнать и перегнать Америку»( Приложение 7)
Задание 3 группе.
Выделите основные направления
развития промышленности.( Приложение 6)
Задание 4 группе.
Насколько реальной была поставлена задача «Догнать и перегнать
Америку»? ( Приложение 8)
5. Работа с информационным текстом методом активного чтения («инсерт»)
Характерной чертой экономической
политики того периода было активное проведение административных реорганизаций.
В них Н.С.Хрущев усматривал второй,
не менее важный, чем научно-
технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства.
С помощью маркировочных значков V- знаю, + «новое знание», ? – «непонятно», проанализируйте
текст «Административные реформы» (Приложение 9) (слайд 10-й)
-Часть историков характеризуют их
как «административная лихорадка».Что они имеют ввиду?
IV. Рефлексия( творческая переработка, анализ изученной
информации)
Мы достаточно полно раскрыли вопрос об экономических преобразованиях периода
с1953- 1964гг. На XXI
съезде КПСС в январе 1959 г.
сделан вывод о полной победе социализма
и взят курс на строительство коммунизма. (слайд 11-й)
Экономические преобразования
в 50-е – 60-е годы.
Промышленность
|
Сельское
хозяйство
|
- Развитие
черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной, химической
промышленности
- Строительство
крупных заводов и фабрик, электростанций
- Создание
ракетно-космической техники
- Развитие
военно-промышленного комплекса
- Создание
совнархозов
- Увеличение
производства средств производства (группа А)
- Снижение
темпов роста производства предметов потребления (группа Б)
|
- Повышение
закупочных цен на с/х продукцию
- Увеличение
расходов на социальное развитие
- Освоение
целины
- Поддержка
личного подсобного хозяйства
- Реорганизация
МТС
- Передача
личного скота колхозам и совхозам
- «Кукурузная
эпопея»
- Повышение
цен на продукты питания
- Закупка
зерна за границей
|
1. Вернемся к нашей проблеме:
так что же мог посоветовать Черчилль Хрущеву?
« Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось
бы только посоветовать Вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в
два прыжка. Можно упасть в неё.»
-Так как же оценить реформы
Н.С.Хрущева?( Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда
направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей
народного хозяйства.)
2.Составление «синквейна».
Через «синквейн», (маленькое
стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в лаконичной форме), выразите
свое отношение к реформам Н.С.Хрущева.(от каждой группы)
3. Заключительное слово учителя:
Несомненно, он был незаурядным
политическим деятелем, одной из ярких и противоречивых фигур XX столетия. На его могиле, на Новодевичьем кладбище,
стоит памятник – бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина
которой – белая, другая черная, символизируя борьбу доброго и злого начал в
душе Хрущева. Автор памятника - Э.Неизвестный, творчество которого критиковал
Н.С. Хрущев. (слайд
12-й)
В глазах своего народа, так и в глазах всего мира он оставил свою
страну в лучшем состоянии, чем её застал.
V. Домашнее
задание.
& 64, эссе на тему» Жить
стало лучше!?
|