|
|
сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны |
Вы вошли как Гость | Воскресенье, 19.05.2024, 07:32 |
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин |
Главная | Регистрация | Вход |
Каталог файлов
В категории материалов: 92 Показано материалов: 71-80 |
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 10 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
«Использование диалоговых методик и элементов диалоговых технологий
на уроках истории и обществознания»
Современные подходы к организации
обучения основаны на диалоговом общении. При этом диалог следует рассматривать
и как цель, и как средство общения участников учебного процесса. На первой
стадии диалог – способ налаживания коммуникации. На второй стадии – средство
для обсуждения спорных, неоднозначных вопросов и ситуаций и поиска
взаимоприемлемых решений. В диалоге главное не только говорить, но и слушать
собеседника и быть услышанным. При интерактивном обучении диалог строится на линиях "ученик — ученик” (работа в парах),
"ученик — группа учащихся” (работа в группах), "ученик - аудитория” или "группа
учащихся — аудитория” (презентация работы в группах). Наиболее характерно это
проявляется в дискуссии.
Под дискуссией следует понимать
особую форму познания и общения, специально организованное обсуждение проблем в
режиме диалога, ориентированное на сопоставление несовпадающих между собой
мнений.
Структура дискуссии
·
Выявление и формулирование противоречия,
проблемы.
·
Актуализация усвоенных знаний и способов учебных
действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.
·
Обмен
мнениями, поиск общего и отличного в позициях, отбор информации по проблеме,
обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы.
·
Коллективное обсуждение проблемы.
·
Экспертиза. Подведение итогов дискуссии.
·
Рефлексия.
Правила проведения дискуссии
·
Выбор модератора.
·
Роли распределяются при обсуждении в малых
группах.
·
Спикер выбирается (по необходимости)
согласованно в группе.
·
Строго соблюдается регламент на всех этапах
дискуссии.
·
Каждый участник имеет право высказать свое
мнение.
·
Точка зрения должна быть подкреплена
убедительными аргументами.
·
Высказывание только по теме.
·
Диалог строится на этических нормах.
·
Не повторять формулировок.
·
Не прикрываться на мнение других.
·
Стремиться к разностороннему исследованию
проблемы. |
Эссе на тему:
«Учитель! Призвание или профессия…»
Не смейте забывать
учителей.
Пусть будет жизнь
достойна их усилий.
Учителями славится
Россия.
Ученики приносят славу
ей.
Андрей Дементьев
Я хочу написать свое небольшое эссе о двух учителях нашей
школы, которые свою жизнь посвятили служению школе, ученикам.
…Когда первый раз входишь в зал краеведческого музея нашей
Борской школы № 1, взгляд устремляется на стену, где висят портреты учителей,
награжденных правительственными наградами. Среди них директор школы и учитель
истории Зайцев Василий Алексеевич, Заслуженный учитель школ РФСФР. Мне очень
понравились его слова, написанные под портретом: «Я радуюсь, когда у меня все
хорошо, я воодушевляюсь, когда у меня неудача, значит, я еще мало познал».
Судьба раскидала всех выпускников БСШ № 1 по разным местам, но среди всех
Василий Алексеевич первый взялся за большое великое дело – написать
книгу-летопись для тех, кому дорога первая Борская школа. Так появилась книга
«История Борской средней школы № 1 в лицах». Это стало знаменательным событием
для жителей района и учеников школы. Наступил новый 21 век, и под руководством
краеведа Зайцева В.А. состоялась встреча выпускников всех лет. Это был яркий
волнующий праздник, собравший и объединивший учителей и выпускников разных
поколений. Я восхищена подвигом этого бескорыстного человека: он отдал
бесконечно любимому учительскому труду 38 лет, внешнее обаяние и скромность
удачно сочетаются в облике Василия Алексеевича с требовательностью и
трудолюбием. Известно, что работать можно по-разному: не тлеть, не гореть, а
можно «светить всегда, светить везде». Да я согласна, что мир держится на
добрых светлых и тем более одаренных личностях, которые всего себя отдают
служению любимому делу. Вот таким самоотверженным человеком я могу назвать
Зайцева В.А.. А когда в музее я открыла книгу «О прошлом память сохраним», где
собран материал о наших земляках, кто в годы Великой Отечественной войны познал
цену победы на фронтах и в тылу, то я нашла очерк о Зайцеве Василии
Алексеевиче. Шёл 1942-й год. Василию Алексеевичу было предоставлено почётное
право защищать Родину в Заполярье, где шли поставки по ленд-лизу. Прикрывать
груженые корабли – это «пожалуйста», получать почести – «сын кулака». Такое
было «справедливое» время. И всё же заслуг не отнять: Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 г. ефрейтор В.А. Зайцев награждается
медалью «За оборону Советского Заполярья», от 9 мая 1945 г. – «За победу над
Германией в Великой Отечественной Войне», позже будут юбилейные медали и орден
Отечественной войны 2 степени. И как уместно звучат стихи поэта Александра
Межирова:
Как быстро и грозно вертится Земля
И школьные старятся учителя!
Нет силы смотреть, как стареют они
За мирные дни, за военные дни.
Мне посчастливилось встретиться с Василием Алексеевичем в
школьном музее, где он нам рассказал о войне, о любви к родной школе, селу и
желает им славы и процветания. По-моему, в этом человеке совместилось всё:
доброта и мудрость, искренность и преданность. Это великолепный собеседник,
рассказчик, умеющий поддержать атмосферу среди людей. В нем столько внутреннего
огня, добра и бескорыстия, что любой человек начинает «гореть» рядом с ним.
Есть люди, при встрече с которыми ощущаешь прилив добра и
теплоты. Хочется общаться с таким человеком, излить ему своё сокровенное.
Скажет слово одобрения – и в душе наступает покой, хочется жить и творить.
Таким человеком является в нашей школе сегодня учитель физики Дубовицкая
Серафима Алексеевна. Она «Отличник просвещения Российской Федерации»,
награжденный орденом «Трудовой Славе 3 степени», победитель конкурса «Соровский
учитель средней школы». Что еще, кроме наград и званий, есть у этого
талантливого, эрудированного Учителя, Мастера, высокого уровня Профессионала?
Глубокое уважение и любовь учеников. Серафима Алексеевна! Все, что осталось у
меня в памяти о Вас, только лишь светлое. Мне радостно, что в нашей школе есть
такие учителя, как Вы. Хочу в будущем хоть немного походить на Вас. Серафима
Алексеевна замечательный собеседник. Каждому кому посчастливилось учиться у
этого замечательного педагога, она помогла сделать открытие в самом себе. Двери
кабинета физики всегда гостеприимно открыты для всех. К Серафиме Алексеевне
можно прийти поделиться радостью и горем, получить совет и напутствие, и всегда
она найдет нужные идущие от сердца добрые слова наставника. А еще она делится с
коллегами богатым опытом и секретами педагогического мастерства. Меня восхищает
в ее биографии умение в каждом ученике найти свою изюминку. Это человек,
который очень много знает, и сейчас не стоит на месте, а всегда творит… Да
разве перечислишь все то доброе и человечное, что есть в этом учителе.
Я считаю, что этих двух учителей время выбрало, чтобы
зажигать «души свечи» в своих учениках. Я с полным правом могу назвать, что эти
учителя по призванию.
И вот я снова иду по школьному коридору, смотрю по сторонам,
любуюсь школой, мысленно представляю любимые портреты своих учителей… И так хочется
радоваться тому, что это все у меня есть. |
Введение.
Учитель
– гордое и славное звание. Учитель – это тот человек, который ведет нас сквозь
годы детства, отрочества и юности. В русском языке есть старое доброе слово
подвижник. В нем слышится сочетание двух важных понятий: «движение» и «подвиг».
Эти понятия, как мне представляется, наиболее точно выражают глубокую суть
учительского труда. Ежедневно он совершает незаметный подвиг.
2010
год прошел как Год учителя в России. Это дань уважения благородному делу. И не
случайно этот год совпал с
празднованием 65-летия Победы в Великой
Отечественной войне, когда мы чествовали ветеранов, кто отстоял нашу свободу и
поднял страну из руин.
О
подвигах учителей нашей страны во время
войны много написано. Но с каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей
военного времени. А жизнь показывает, что в настоящее время не всем семьям под
силу воссоздать жизненный путь своих близких в те суровые годы. Главная
причина: пока те были живы – молодые не все слушали, когда умерли – спросить не
у кого.
А
между тем, каждое 9-е Мая, при грустном
свечении Вечного Огня, нам по-прежнему
напоминают, что в Великую Отечественную войну горе не обошло ни одну семью. «Из
нашего Борского района за годы войны было призвано 8057 человек, 4703 – не
вернулись на родную землю. Немало славных страниц вписано борчанами в историю
Великой Отечественной войны. За мужество и отвагу, воинскую доблесть более 2500
человек награждены орденами и медалями, из них более 100 женщин, 7 Героев
Советского Союза прославили нашу борскую
землю». Всё
дальше в прошлое уходит Великая Отечественная война. А будут ли последующие
поколения знать, осознавать, чувствовать, какой ценой тогда досталась Великая
Победа, кто отстоял право на жизнь.
|
Внеклассное мероприятие по
истории: « КВН: КЛУБ ВЕСЕЛЫХ и НАХОДЧИВЫХ»
7 класс
Тема: «Путешествие в Московскую Русь».
Цели:1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об
историческом
периоде «Образование единого
русского государства. Московская Русь.XIV-XVIвв»
2. Развитие индивидуальных
познавательных способностей и наклонностей
учащихся в области истории.
3. Воспитание у подростков чувства
патриотизма, гордость за героическое прошлое
страны, повышение общей культуры
средствами учебного предмета.
Задачи: 1. Научить самостоятельно работать с историческими
источниками,
дополнительной литературой,
подбирать материал по теме.
2. Развивать умения работать в команде,
высказывать и защищать свою точку
зрения, быстро и кратко давать
ответ на поставленный вопрос.
3. Вовлечь слабоуспевающих
учащихся в творческую деятельность, воспитать
у них веру в свои силы.
4. Привлечь к подготовке и проведению
внеклассного мероприятия родителей.
Оборудование: карта «Образование и расширение Российского
государства. XIV-XVIвв»,
компьютерная
презентация «Московская Русь в XIV-XVIвв », таблицы по
истории( портреты
Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Ивана III;
иллюстрации картин «Утро
на Куликовом поле», «Стояние на Угре»,
«Московский кремль при
Дмитрии Донском»), исторические кроссворды,
рисунки учащихся. |
I.Введение.
Как-то во время подготовки к экзамену мне
встретилось высказывание Н.Н.Покровского о трех великих ускорениях в
дореформенной России. Первое приходится на вторую половину X – первую половину XIв., когда Киевская Русь не только выстояла против
кочевников, но и вышла на уровень развития европейской раннефеодальной державы,
второе ускорение – время Ивана III, третье- первая четверть XVIII - эпоха Петра Великого.
Меня
удивила мысль Н. Н. Покровского о роли Ивана III в русской истории. По
учебникам, художественной литературе, кинофильмам мы хорошо знаем имя Петра
Первого, а вот исторические события времен Ивана III даются слабо, не ярко.
Я задался
целью поработать с разными источниками и первое что я взял - это «Историю
государства Российского» Н.М. Карамзина, где он дает следующую оценку деятельности
Ивана III: «Иоанн (Иван III) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха,
ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия»[i].
Для Н.М. Карамзина Иван III был главным героем Московской Руси.
А историк
Н.С. Борисов пишет следующее об Иване III:
«Иван III представляет невиданный
ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в
деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с
грубым произволом».[ii]
В
учебниках освещена деятельность Ивана III с
позиции могущественного, мудрого правителя, а о другой стороне его личности, о
которой говорит Н.Борисов, ничего не
сказано. Я решил узнать об этом из других источников.
Прочитал книгу известного историка Ю.Г.
Алексеева «Государь всея Руси». В ней на фактах биографии Ивана III прослеживаются основные процессы становления
Русского государства. В книге немало противоречивых суждений и оценок. Автор не
раз повторяет, что время тогда было жестокое, жестокими были и нравы. Рисуя
обстановку детства и отрочества будущего государя всея Руси, которые пришлись
на самые драматические этапы феодальной войны второй четверти XV в., автор показывает в какой атмосфере
сформировался характер Ивана III.
Но основная мысль – это великая роль
Государя для страны в целом. Ему удалось завершить два процесса, начавшихся
задолго до него: собирание земель вокруг Москвы и борьба с татаро–монгольским
игом.
В книге
«Иван III» Н.С. Борисов говорит о
нем как об одной из самых сложных и противоречивых фигур русской истории.
Борисов пишет о государе как о царе – освободителе и царе – поработителе. Иван III добился «… полной независимости от внешних сил,
одновременно стал родоначальником крепостнического строя»[iii]
Я
постараюсь представить Ивана III как государственного мужа и
жестокого тирана. |
Урок истории с использованием
технологии «Дебаты» 10 класс
Тема: «Преобразования Петра I и рождение империи».
Цели урока: 1. Закрепление и
систематизация знаний по теме «Преобразования Петра I и
рождение империи».
2. Создание условий для
интеллектуальной исследовательской деятельности
учащихся.
Задачи:
1. Развивать умения работать с историческими источниками, дополнительной
литературой в поисках
доказательства своей точки зрения.
2. Подвести учащихся к
пониманию сложности изучения великой личности в истории
в силу неоднозначности
позиций.
3. Формировать навыки
самостоятельного мышления, критического восприятия,
основных интерпретаций
эпохи Петра I и его
преобразований.
План урока: I.
Раунд.
1. У1
формулирует тему, актуальность, представляет аргументы и доказательства.
2. О1 формулирует тезисы отрицания.
II. Раунд
У2, О2- опровержение аргументов оппонентов,
восстановление и развитие собственной линии, приведение новых
доказательств.
III. Раунд.
У3-О3- сравнительный анализ позиций сторон
по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы
более убедительны.
Между
выступлениями - раунды вопросов в следующем порядке:
О3 У1
У3 О1
О1 У2
У1 О2
IV. Подведение итогов.
Оборудование: компьютерная презентация, карта «Россия в первой
четверти XVIII в.»,
лист оценки участника дебатов (см. приложение1). |
Оглавление
Введение………………………………………………………….…………..……………
…стр. 3-4
1.
Глава первая Русская
Православная Церковь накануне Отечественной войны
1812 года. …………………………………………………………………………………стр.
5-7
1.1.
Церковь и духовенство в начале XIX века………………………………………..
стр. 5-6
1.2.
Военное духовенство накануне Отечественной войны 1812
года …………….. стр. 6-7
2.
Глава вторая Деятельность
Церкви в армии и народе во время
Отечественной
войны в1812 года ……………………………………………………………………… стр. 7-13
2.1.
Антинаполеоновская церковная проповедь ………………………………….… стр.7-9
2.2.
Православное духовенство и народная война. …………………. ………………. стр.9-11
2.3.
Духовенство в регулярной армии. ……………………………………………….. стр.11-13
3.
Глава третья Православные храмы – культурное достояние
России……………...стр.13-16
3.1.
Сохранение духовенством православных святынь ………………………………стр.13-14
3.2.
Церковный памятник Отечественной войны 1812года …………………………стр.14-16
4.
Заключение……………………………………………………………………………….стр.
16-17
5.
Список использованных источников и литературы……………………………… стр.18
6.
Приложения.................................................................................................................... стр. 19-24 |
Урок
истории 11 класс с использованием
технологии «Дебаты».
Тип урока:
повторительно-обобщающий
Тема: «От октября 1917 года… Развитие
Борского района в 50 – 80-е гг.»
Цели урока: 1. Систематизация знаний по теме «От октября 1917 года… Развитие
Борского
района в 50 – 80-е гг.».
2. Создание
условий для интеллектуальной исследовательской деятельности
учащихся.
3. Воспитание
коллективизма, гуманизма, уважительного отношения к
историческому
прошлому страны.
Задачи: 1.
Развивать умения работать с историческими источниками, дополнительной
литературой в
поисках аргументов для обоснованного суждения, формулирования
позиций.
2. Подвести
учащихся к пониманию сложности изучения исторических событий в советский период
в силу неоднозначности точек зрения.
3. Формировать
навыки самостоятельного мышления, критического восприятия
основных
событий данного периода.
4. Развивать сотрудничество и
партнерство в процессе целенаправленной деятельности. |
Итоговый тест по теме:
«Россия в царствование Александра I».
Вариант
I
1. Первая тайная организация будущих декабристов
называлась
а) «Союз спасения»;
б) «Союз офицеров»;
в) «Союз
благоденствия»;
2. «Конституция» Н. Муравьева предполагала:
а) сохранение крепостного права;
б) освобождение крестьян без земли;
в) сохранение помещичьего землевладения.
3. Какой строй устанавливался в России по
проекту П. Пестеля?
а) конституционная монархия;
б) демократическая республика;
в) самодержавная
монархия.
4. Кто из декабристов
был казнен после поражения восстания в1825 г.?
а) П. И. Пестель, К, Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П.
Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский;
б) С. П. Трубецкой, В. К. Кюхельбекер, М. С. Лунин, И.
М. Муравьев, И. А. Долгоруков;
в) С. Г. Волконский, А. И. Одоевский, А. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка.
5. Что
предлагал в своем проекте реформ М. М. Сперанский?
а) предоставить крестьянам право приобретать движимое и недвижимое
имущество в собственность;
б) освободить крестьян без земли;
в) дать право крестьянам уходить от помещиков. |
|
|