Категории раздела

Мои файлы [92]

Вход на сайт

Поиск





сайт учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" Зайцевой Татьяны Николаевны
Вы вошли как Гость | Четверг, 16.05.2024, 23:56
"...история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего".
Н.М. Карамзин
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы

Всего материалов в каталоге: 92
Показано материалов: 71-80
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 10 »

«Использование диалоговых методик и элементов диалоговых технологий

на уроках истории и обществознания»

 

Современные подходы к организации обучения основаны на диалоговом общении. При этом диалог следует рассматривать и как цель, и как средство общения участников учебного процесса. На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникации. На второй стадии – средство для обсуждения спорных, неоднозначных вопросов и ситуаций и поиска взаимоприемлемых решений. В диалоге главное не только говорить, но и слушать собеседника и быть услышанным. При интерактивном обучении диалог строится  на линиях "ученик — ученик” (работа в парах), "ученик — группа учащихся” (работа в группах), "ученик - аудитория” или "группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах). Наиболее характерно это проявляется в дискуссии.

Под дискуссией следует понимать особую форму познания и общения, специально организованное обсуждение проблем в режиме диалога, ориентированное на сопоставление несовпадающих между собой мнений.

Структура дискуссии

·        Выявление и формулирование противоречия, проблемы.

·        Актуализация усвоенных знаний и способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.

·         Обмен мнениями, поиск общего и отличного в позициях, отбор информации по проблеме, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы.

·         Коллективное обсуждение проблемы.

·        Экспертиза. Подведение итогов дискуссии.

·        Рефлексия.

Правила проведения дискуссии

·        Выбор модератора.

·        Роли распределяются при обсуждении в малых группах.

·        Спикер выбирается (по необходимости) согласованно в группе.

·        Строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии.

·        Каждый участник имеет право высказать свое мнение.

·        Точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами.

·        Высказывание только по теме.

·        Диалог строится на этических нормах.

·        Не повторять формулировок.

·        Не прикрываться на мнение других.

·        Стремиться к разностороннему исследованию проблемы.

Мои файлы | Просмотров: 1290 | Загрузок: 76 | Добавил: TZaytseva | Дата: 01.09.2013 | Комментарии (0)

Эссе на тему: «Учитель! Призвание или профессия…»

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

 

 

                                                                                Андрей Дементьев

Я хочу написать свое небольшое эссе о двух учителях нашей школы, которые свою жизнь посвятили служению школе, ученикам.

…Когда первый раз входишь в зал краеведческого музея нашей Борской школы № 1, взгляд устремляется на стену, где висят портреты учителей, награжденных правительственными наградами. Среди них директор школы и учитель истории Зайцев Василий Алексеевич, Заслуженный учитель школ РФСФР. Мне очень понравились его слова, написанные под портретом: «Я радуюсь, когда у меня все хорошо, я воодушевляюсь, когда у меня неудача, значит, я еще мало познал». Судьба раскидала всех выпускников БСШ № 1 по разным местам, но среди всех Василий Алексеевич первый взялся за большое великое дело – написать книгу-летопись для тех, кому дорога первая Борская школа. Так появилась книга «История Борской средней школы № 1 в лицах». Это стало знаменательным событием для жителей района и учеников школы. Наступил новый 21 век, и под руководством краеведа Зайцева В.А. состоялась встреча выпускников всех лет. Это был яркий волнующий праздник, собравший и объединивший учителей и выпускников разных поколений. Я восхищена подвигом этого бескорыстного человека: он отдал бесконечно любимому учительскому труду 38 лет, внешнее обаяние и скромность удачно сочетаются в облике Василия Алексеевича с требовательностью и трудолюбием. Известно, что работать можно по-разному: не тлеть, не гореть, а можно «светить всегда, светить везде». Да я согласна, что мир держится на добрых светлых и тем более одаренных личностях, которые всего себя отдают служению любимому делу. Вот таким самоотверженным человеком я могу назвать Зайцева В.А.. А когда в музее я открыла книгу «О прошлом память сохраним», где собран материал о наших земляках, кто в годы Великой Отечественной войны познал цену победы на фронтах и в тылу, то я нашла очерк о Зайцеве Василии Алексеевиче. Шёл 1942-й год. Василию Алексеевичу было предоставлено почётное право защищать Родину в Заполярье, где шли поставки по ленд-лизу. Прикрывать груженые корабли – это «пожалуйста», получать почести – «сын кулака». Такое было «справедливое» время. И всё же заслуг не отнять: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 г. ефрейтор В.А. Зайцев награждается медалью «За оборону Советского Заполярья», от 9 мая 1945 г. – «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне», позже будут юбилейные медали и орден Отечественной войны 2 степени. И как уместно звучат стихи поэта Александра Межирова:

Как быстро и грозно вертится Земля

И школьные старятся учителя!

Нет силы смотреть, как стареют они

За мирные дни, за военные дни.

Мне посчастливилось встретиться с Василием Алексеевичем в школьном музее, где он нам рассказал о войне, о любви к родной школе, селу и желает им славы и процветания. По-моему, в этом человеке совместилось всё: доброта и мудрость, искренность и преданность. Это великолепный собеседник, рассказчик, умеющий поддержать атмосферу среди людей. В нем столько внутреннего огня, добра и бескорыстия, что любой человек начинает «гореть» рядом с ним.

Есть люди, при встрече с которыми ощущаешь прилив добра и теплоты. Хочется общаться с таким человеком, излить ему своё сокровенное. Скажет слово одобрения – и в душе наступает покой, хочется жить и творить. Таким человеком является в нашей школе сегодня учитель физики Дубовицкая Серафима Алексеевна. Она «Отличник просвещения Российской Федерации», награжденный орденом «Трудовой Славе 3 степени», победитель конкурса «Соровский учитель средней школы». Что еще, кроме наград и званий, есть у этого талантливого, эрудированного Учителя, Мастера, высокого уровня Профессионала? Глубокое уважение и любовь учеников. Серафима Алексеевна! Все, что осталось у меня в памяти о Вас, только лишь светлое. Мне радостно, что в нашей школе есть такие учителя, как Вы. Хочу в будущем хоть немного походить на Вас. Серафима Алексеевна замечательный собеседник. Каждому кому посчастливилось учиться у этого замечательного педагога, она помогла сделать открытие в самом себе. Двери кабинета физики всегда гостеприимно открыты для всех. К Серафиме Алексеевне можно прийти поделиться радостью и горем, получить совет и напутствие, и всегда она найдет нужные идущие от сердца добрые слова наставника. А еще она делится с коллегами богатым опытом и секретами педагогического мастерства. Меня восхищает в ее биографии умение в каждом ученике найти свою изюминку. Это человек, который очень много знает, и сейчас не стоит на месте, а всегда творит… Да разве перечислишь все то доброе и человечное, что есть в этом учителе.

Я считаю, что этих двух учителей время выбрало, чтобы зажигать «души свечи» в своих учениках. Я с полным правом могу назвать, что эти учителя по призванию.

И вот я снова иду по школьному коридору, смотрю по сторонам, любуюсь школой, мысленно представляю любимые портреты своих учителей… И так хочется радоваться тому, что это все у меня есть.

Мои файлы | Просмотров: 2323 | Загрузок: 43 | Добавил: TZaytseva | Дата: 14.07.2013 | Комментарии (0)

Введение.

Учитель – гордое и славное звание. Учитель – это тот человек, который ведет нас сквозь годы детства, отрочества и юности. В русском языке есть старое доброе слово подвижник. В нем слышится сочетание двух важных понятий: «движение» и «подвиг». Эти понятия, как мне представляется, наиболее точно выражают глубокую суть учительского труда. Ежедневно он совершает незаметный подвиг.

2010 год прошел как Год учителя в России. Это дань уважения благородному делу. И не случайно этот год совпал  с празднованием  65-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда мы чествовали ветеранов, кто отстоял нашу свободу и поднял страну из руин.

О подвигах  учителей нашей страны во время войны много написано. Но с каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей военного времени. А жизнь показывает, что в настоящее время не всем семьям под силу воссоздать жизненный путь своих близких в те суровые годы. Главная причина: пока те были живы – молодые не все слушали, когда умерли – спросить не у кого.

А между тем, каждое 9-е Мая,  при грустном свечении Вечного Огня, нам  по-прежнему напоминают, что в Великую Отечественную войну горе не обошло ни одну семью. «Из нашего Борского района за годы войны было призвано 8057 человек, 4703 – не вернулись на родную землю. Немало славных страниц вписано борчанами в историю Великой Отечественной войны. За мужество и отвагу, воинскую доблесть более 2500 человек награждены орденами и медалями, из них более 100 женщин, 7 Героев Советского Союза прославили  нашу борскую землю».[1] Всё дальше в прошлое уходит Великая Отечественная война. А будут ли последующие поколения знать, осознавать, чувствовать, какой ценой тогда досталась Великая Победа, кто отстоял право на жизнь.



[1] Большакова И. М. О прошлом память сохраним. – Самара «ОФОРТ», 2006. – с.4.

Мои файлы | Просмотров: 985 | Загрузок: 86 | Добавил: TZaytseva | Дата: 30.06.2013 | Комментарии (0)

Внеклассное мероприятие по истории: « КВН: КЛУБ ВЕСЕЛЫХ и НАХОДЧИВЫХ»

7 класс

Тема: «Путешествие в Московскую Русь».

 

Цели:1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом

           периоде «Образование единого русского государства. Московская Русь.XIV-XVIвв»

          2. Развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей

           учащихся в области истории.

          3. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое

          страны, повышение общей культуры средствами учебного предмета.

 

Задачи: 1. Научить самостоятельно работать с историческими источниками,

               дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

              2. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку

               зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.

              3. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать

               у них веру в свои силы.

              4. Привлечь к подготовке и проведению внеклассного мероприятия родителей.

               

Оборудование: карта «Образование и расширение Российского государства. XIV-XVIвв»,

                          компьютерная презентация «Московская Русь в XIV-XVIвв », таблицы по

                         истории( портреты Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Ивана III;

                         иллюстрации картин «Утро на Куликовом  поле», «Стояние на  Угре»,

                         «Московский кремль при Дмитрии Донском»), исторические кроссворды,

                         рисунки учащихся.  

Мои файлы | Просмотров: 3154 | Загрузок: 483 | Добавил: TZaytseva | Дата: 02.06.2013 | Комментарии (0)

I.Введение.

    Как-то во время подготовки к экзамену мне встретилось высказывание Н.Н.Покровского о трех великих ускорениях в дореформенной России. Первое приходится  на вторую половину X – первую половину XIв., когда Киевская Русь не только выстояла против кочевников, но и вышла на уровень развития европейской раннефеодальной державы, второе ускорение – время Ивана III, третье- первая четверть XVIII - эпоха Петра Великого.

   Меня удивила мысль Н. Н. Покровского о роли Ивана III в русской истории. По учебникам, художественной литературе, кинофильмам мы хорошо знаем имя Петра Первого, а вот исторические события времен Ивана III даются слабо, не ярко.

   Я задался целью поработать с разными источниками и первое что я взял - это «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, где он дает следующую оценку деятельности Ивана III: «Иоанн (Иван III) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия»[i]. Для Н.М. Карамзина  Иван III был главным героем Московской Руси.

   А историк Н.С. Борисов пишет следующее об Иване III: «Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом».[ii]

   В учебниках освещена деятельность Ивана III с позиции могущественного, мудрого правителя, а о другой стороне его личности, о которой говорит Н.Борисов,  ничего не сказано. Я решил узнать об этом из других источников.

   Прочитал книгу известного историка Ю.Г. Алексеева «Государь всея Руси». В ней на фактах биографии Ивана III прослеживаются основные процессы становления Русского государства. В книге немало противоречивых суждений и оценок. Автор не раз повторяет, что время тогда было жестокое, жестокими были и нравы. Рисуя обстановку детства и отрочества будущего государя всея Руси, которые пришлись на самые драматические этапы феодальной войны второй четверти XV в., автор показывает в какой атмосфере сформировался характер Ивана III. Но основная  мысль – это великая роль Государя для страны в целом. Ему удалось завершить два процесса, начавшихся задолго до него: собирание земель вокруг Москвы и борьба с татаро–монгольским игом.

  В книге «Иван III» Н.С. Борисов говорит о нем как об одной из самых сложных и противоречивых фигур русской истории. Борисов пишет о государе как о царе – освободителе и царе – поработителе. Иван III добился «… полной независимости от внешних сил, одновременно стал родоначальником крепостнического строя»[iii]

  Я постараюсь представить Ивана III как государственного мужа и жестокого тирана.

Мои файлы | Просмотров: 1862 | Загрузок: 124 | Добавил: TZaytseva | Дата: 11.05.2013 | Комментарии (1)

Урок истории с использованием технологии «Дебаты» 10 класс

 

Тема: «Преобразования Петра I и рождение империи».

 

Цели урока: 1. Закрепление и систематизация знаний по теме «Преобразования Петра I и   

                          рождение империи».

                       2. Создание условий для интеллектуальной исследовательской деятельности

                          учащихся.

    Задачи: 1. Развивать умения работать с историческими источниками, дополнительной 

                     литературой в поисках доказательства своей точки зрения.

                    2. Подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории

                     в силу неоднозначности позиций.        

                    3. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия,

                    основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований.

   План урока: I.  Раунд.

                          1. У1 формулирует тему, актуальность, представляет аргументы и доказательства.

                          2. О1 формулирует тезисы отрицания.

                          II. Раунд

  У2, О2- опровержение аргументов оппонентов, восстановление и развитие    собственной линии, приведение новых доказательств.

   III. Раунд.

   У3-О3- сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение   того, почему приводимые командой аргументы более убедительны.

Между выступлениями - раунды вопросов в следующем порядке:

  О3 У1

  У3 О1

  О1 У2

  У1 О2

 IV. Подведение итогов.

 

Оборудование: компьютерная презентация, карта «Россия в первой четверти XVIII в.», лист оценки участника дебатов (см. приложение1).

Мои файлы | Просмотров: 5389 | Загрузок: 134 | Добавил: TZaytseva | Дата: 21.04.2013 | Комментарии (4)

презентация
Мои файлы | Просмотров: 735 | Загрузок: 72 | Добавил: TZaytseva | Дата: 07.04.2013 | Комментарии (0)

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………..…………… …стр. 3-4

1.   Глава первая  Русская Православная  Церковь накануне  Отечественной войны

      1812 года. …………………………………………………………………………………стр. 5-7                     

1.1.   Церковь и духовенство в начале XIX века……………………………………….. стр.  5-6

1.2.   Военное духовенство накануне Отечественной войны 1812 года  …………….. стр.  6-7

2.      Глава вторая Деятельность Церкви  в армии и народе во время Отечественной

      войны в1812 года ………………………………………………………………………  стр. 7-13

2.1.   Антинаполеоновская церковная проповедь ………………………………….…   стр.7-9

2.2.   Православное духовенство и народная война. …………………. ………………. стр.9-11

2.3.   Духовенство в регулярной армии.  ……………………………………………….. стр.11-13

3.      Глава третья  Православные храмы – культурное достояние России……………...стр.13-16

3.1.   Сохранение духовенством православных святынь ………………………………стр.13-14

3.2.   Церковный памятник Отечественной войны 1812года   …………………………стр.14-16

4.      Заключение……………………………………………………………………………….стр. 16-17

5.      Список использованных источников и литературы………………………………  стр.18

6.      Приложения....................................................................................................................   стр. 19-24

Мои файлы | Просмотров: 826 | Загрузок: 49 | Добавил: TZaytseva | Дата: 24.03.2013 | Комментарии (0)

Урок истории  11 класс с использованием технологии «Дебаты».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Тема: «От октября 1917 года… Развитие Борского района в 50 – 80-е гг.»

 

Цели урока:  1. Систематизация знаний по теме «От октября 1917 года… Развитие Борского

                             района в 50 – 80-е гг.».

2. Создание условий для интеллектуальной исследовательской деятельности

учащихся.

3. Воспитание коллективизма, гуманизма, уважительного отношения к

историческому прошлому страны.

 

Задачи:     1. Развивать умения работать с историческими источниками, дополнительной

литературой в поисках аргументов для обоснованного суждения, формулирования

позиций.

2. Подвести учащихся к пониманию сложности изучения исторических событий в советский период в силу неоднозначности точек зрения.

3. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия

основных событий данного периода.

4. Развивать сотрудничество и партнерство в процессе целенаправленной деятельности.

Мои файлы | Просмотров: 704 | Загрузок: 33 | Добавил: TZaytseva | Дата: 24.02.2013 | Комментарии (0)

Итоговый тест по теме: «Россия в царствование Александра I».

Вариант I

1.    Первая тайная организация будущих декабристов называлась

а) «Союз спасения»;

б) «Союз офицеров»;

в) «Союз благоденствия»;

2.    «Конституция» Н. Муравьева предполагала:

а) сохранение крепостного права;

б) освобождение крестьян без земли;

в) сохранение помещичьего землевладения.

3.    Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля?

а)  конституционная монархия;

б) демократическая республика;

в) самодержавная монархия.

4.    Кто из декабристов был казнен после поражения восстания в1825 г.?

а)  П. И. Пестель, К, Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский;

б)  С. П. Трубецкой, В. К. Кюхельбекер, М. С. Лунин, И. М. Муравьев, И. А. Долгоруков;

в)  С. Г. Волконский, А. И. Одоевский, А. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка.

5.    Что предлагал в своем проекте реформ М. М. Сперанский?

а)  предоставить крестьянам право приобретать движимое и не­движимое имущество в собственность;

б) освободить крестьян без земли;

в) дать право крестьянам уходить от помещиков.

Мои файлы | Просмотров: 3378 | Загрузок: 239 | Добавил: TZaytseva | Дата: 23.12.2012 | Комментарии (0)


Copyright MyCorp © 2024